Детектив горных дел

У профессии инженера-геомеханика много общего с детективом. Их объединяет наблюдательность, глубокий анализ большого объема информации, критический подход к решению задач. Но инженер-механик идет не по следам, как сыщик, а работает на опережение. От него зависит не только безопасность людей в карьере, но и экономическое благополучие компании.

 

Редкая профессия

Вадим Борисенко возглавляет геотехнический отдел в компании «Полюс Вернинское». На ГОК он пришел в 2013 году. Начинал маркшейдером, а через четыре года перешел на должность инженера-геомеханика. Для нашей страны это пока редкая профессия, да и в мире не так просто найти таких специалистов.

– Инженер-геомеханик занимается мониторингом бортов карьера на предмет выявления деформационных процессов. Также в наши задачи входит определение физико-механических свойств горных пород, структурных условий залегания пород и т.д. Чтобы понимать, где в карьере ослаблены участки, для начала надо проводить исследования. Это разведка, бурение, по результатам составляются трехмерные блочные и каркасные модели, именно по ним мы уже и определяем устойчивые и ослабленные участки в карьере, – объясняет Вадим Борисенко.

По сути, геотехнический отдел занимается обеспечением безопасности людей и техники. Его специалисты ведут круглосуточный мониторинг ситуации в карьере. При малейшем подозрении деформационных процессов в горном массиве необходимо оперативно вывести людей и технику из потенциально опасной зоны. Для решения этих задач используются не только компьютерные технологии, важное значение имеет визуальный осмотр самого карьера.

– Мы делаем обследование уступов, смотрим, где находятся выходы воды, которые могут ослаблять уступы борта карьера, определяем структурную составляющую бортов карьера – азимут и угол падения трещин. А в кабинете за компьютером уже проводим анализ полученных данных, формируем модели, далее выполняем расчеты устойчивости бортов, определяем коэффициент запаса устойчивости, – продолжает Вадим Борисенко.

Держать руку на пульсе инженерам-геомеханикам помогает специальное оборудование, сканирующее поверхность борта карьера. На экране компьютера в режиме онлайн отображаются любые изменения.

– В случае подозрений о возникновении деформационных процессов сначала смотрим обстановку по камерам, затем выезжаем на место тревоги и проводим обследования (выполняем визуальный осмотр на предмет выхода воды, просыпей, нависающих блоков горных пород и других факторов, негативно влияющих на устойчивость борта карьера). То есть у нас ведется контроль за ситуацией не только с помощью оборудования, но и визуальный осмотр с выездом на место, – отметил Вадим Борисенко.

Труд геомеханика был востребован еще во времена СССР, но потом необходимость в таких специалистах отпала, поскольку карьеры были неглубокими. С годами карьеры увеличиваются в параметрах, происходит разгрузка горного массива, в результате идет ослабление бортов. Требуется мониторинг ситуации на потенциально опасных участках, чтобы избежать негативных последствий.

В геомеханики могут пойти не только маркшейдеры, но и геологи, и те, кто занимается буровзрывным и горным делом. Такие специалисты получают достойную оплату труда. Это связано как с большой ответственностью, так и с умением анализировать разнообразный и значительный объем информации.

– Геомеханика привлекает меня тем, что здесь нет предела в получении новых знаний. Интересно проводить расчеты устойчивости, делать лабораторные испытания, можно изучать разные характеристики и условия залегания горных пород. С другой стороны – мы понимаем, что от нашего профессионализма зависит жизнь всех людей, которые работают непосредственно в карьере. И, конечно, наша задача способствовать созданию и поддержанию безопасных условий труда. Это позволит увеличивать добычу золота и ставить новые производственные рекорды, – сказал Вадим Борисенко.

 

Инженер-геомеханик умеет предвидеть ЧП

При ведении горных работ открытым способом примерно 15% несчастных случаев со смертельным исходом происходит из-за неустойчивости горного массива, в подземных горных работах печальная статистика составляет около 40%.

Такие данные студентам, которые выбрали горный профиль, приводит Вадим Лушников, начальник управления геомеханики и гидрогеологии компании «Полюс». Более 20 лет он проработал в горнодобывающих и инженерно-консалтинговых компаниях Австралии, Канады и России. Он действительный член Австралазийского института горного дела и металлургии, магистр по профилю «горная геомеханика» Университета Аделаиды (Австралия).

– Самое большое обрушение в истории карьеров произошло в США в 2013 году. В Бингем-Каньоне, расположенном в штате Юта, обрушилось около 150 млн тонн горной массы. Завалило 13 самосвалов, три экскаватора и три буровых станка. Люди не пострадали, все были эвакуированы за семь часов до обрушения. Это стало возможным благодаря мониторингу ситуации на карьере. Предприятие восстанавливалось около 7 месяцев, работало 20 единиц техники на дистанционном управлении. Ущерб от обрушения составил свыше 1 млрд долларов, – рассказал Вадим Лушников.

По его словам, обойтись без жертв удалось благодаря инженерам-геомеханикам. Чтобы работать по этой профессии, нужно иметь высшее образование по профилю «горный инженер», «маркшейдер» или «геолог». Далее необходимо получить дополнительное образование – магистратура или курсы повышения квалификации по горной геомеханике.

– Какими знаниями обладает геомеханик? Во-первых, у него должна быть база по горному делу, включая системы разработки месторождений полезных ископаемых, проектирование рудников, базовая экономика разработки месторождений. Во-вторых, это специалист по геологии, то есть разбирается в горных породах, геологических структурах (разломах, трещинах и т.д.) и процессах их формирования, понимает влияния геологических структур на горные работы. И, наконец, он знает о напряженно-деформированном состоянии горных пород, занимается прогнозированием поведения массива при измененном поле напряжений в результате влияния горных пород, – отметил Вадим Лушников.

 

 

Где пройти подготовку?

Подготовка инженеров-геомехаников ведется в Центре повышения квалификации Института горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН по программе повышения квалификации «Геомеханика». Ее разработчиком является к.т.н. Алексей Хмелинин, и.о. руководителя ИГД СО РАН.

– Наша программа рассчитана на руководителей и специалистов горнодобывающих предприятий, занимающихся обеспечением безопасности ведения горных работ. В их числе служба главного геотехника предприятия, служба прогнозирования и предупреждения горных ударов, специалисты-геомеханики, имеющие высшее профессиональное образование, – сообщил Алексей Хмелинин.

Курс обучения проводят ведущие специалисты-геомеханики ИГД СО РАН, имеющие большой опыт решения задач горной практики, а также выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

На правах рекламы