ТОП-5 вопросов о новой вспышке COVID-19
Иркутская область переживает новый всплеск пандемии. Наблюдается резкий рост случаев заболевания. В регионе увеличен коечный фонд для лечения больных с COVID-19. К работе в поликлиниках привлечены 900 студентов-медиков. В прямом эфире министр здравоохранения региона Яков Сандаков ответил на самые актуальные вопросы населения.
– Что стало причиной резкого роста заболеваемости?
– Причин несколько. Это и появление нового индийского штамма вируса, и тотальное несоблюдение мер противоэпидемической защиты – люди забыли про масочный режим, про социальную дистанцию. До настоящего момента у нас было два тяжелых периода пандемии. Это лето прошлого года, первая волна протекала достаточно легко. Вторая волна, время которой пришлось на октябрь-ноябрь, оказалась тяжелее. Коечный фонд был увеличен до 5600 единиц. Выросло число летальных исходов. После Нового года мы отмечали снижение заболеваемости. В штатный режим запустили региональный сосудистый центр в Иркутской городской клинической больнице № 1. Далее к плановой работе вернулись другие медучреждения. Но в первых числах июня начался новый подъем заболевания. К сожалению, за три недели мы вновь развернули 4,5 тыс. коек в госпиталях. Сложная ситуация наблюдается в агломерации Иркутск, Ангарск, Шелехов. Сегодня вирус распространяется в десятки раз быстрее. У нас больше 5 тыс. амбулаторных больных, госпитализируем в случае средней и тяжелой степени тяжести, когда наблюдается дыхательная недостаточность.
– Почему перед вакцинацией не проводят бесплатный анализ на антитела к COVID-19?
– Анализ на антитела к коронавирусу не входит ни в один стандарт диагностики, его нет и в системе обязательного медицинского страхования. Кроме того, в нем нет никакого смысла, потому что ревакцинация при ковидной инфекции делается раз в полгода. Те, кто ставили вакцину осенью прошлого года, могут повторно делать прививку. Противопоказания к вакцинации остаются неизменными. Инъекцию нельзя вводить при беременности, обострении хронических заболеваний, поливалентной аллергии. Другие ограничения могут быть выявлены при медицинском осмотре. Если врач счел необходимым дообследовать пациента перед вакцинацией, то это нужно выполнять. Поэтому в исследовании антител нет необходимости, нужно просто пройти вакцинацию, в том числе тем, кто переболел три-шесть месяцев назад.
– После прививки можно ли заразиться коронавирусом?
– У нас не зафиксировано таких случаев, что после прививки люди болеют и тяжело болеют. Заражение на самом деле может быть и в течение первых двух суток после вакцинации. Потому что иммунитет вырабатывается не сразу, не в первые дни, а формируется постепенно. Защита появляется на 42-й день после введения первого компонента. Об этом в рекомендациях пишут и сами производители вакцин. Поэтому мы постоянно напоминаем, что нужно поберечь себя. Не забывайте носить маски и соблюдать социальную дистанцию.
– В поликлиниках Иркутска не хватает вакцины. Почему?
– Утром 24 июня в регионе оставалось еще около 26 тыс. доз, но это количество по всей области. В городах, особенно в областном центре, вакцина расходится очень быстро. Мы наблюдаем даже некий ажиотаж.
Как только получаем партию вакцины из Москвы, то стараемся ее равномерно распределить по территории. Большая часть остается в Иркутске. Если в каком-то из прививочных пунктов вакцина закончилась, то она появится в течение одного-двух дней. Вообще, сегодня мы стараемся расширить сеть прививочных пунктов. Сделать прививку можно прямо на рабочем месте, для этих целей у нас работают мобильные бригады. Если вы зарегистрировались на вакцинацию, но из-за нехватки препарата не попали на прием, с вами обязательно свяжутся и назначат новую дату.
26 июня в регион поступила очередная партия вакцины – это 24 тыс. доз. На сегодняшний день первым компонентом привито 345 тыс. жителей Иркутской области, вторым компонентом – 264 тыс. Это чуть больше 30% от необходимого для формирования надежной коллективной защиты.
– Надо ли возвращать самоизоляцию?
– В текущей ситуации медицинское сообщество региона поддерживает введение карантина. Как показал прошлый год, контролировать пандемию можно только путем жестких ограничительных мер, включая удаленный режим работы, самоизоляцию. В соседней Бурятии с 28 июня объявлен локдаун до 11 июля. Эти дни будут нерабочими, для населения останутся доступными только продуктовые магазины и аптеки. Мы тоже поддерживаем введение таких мер на нашей территории. Окончательно решение по данному вопросу принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия.