Работу рекомендательных сервисов в Интернете отрегулируют
Закон о контроле алгоритмов рекомендательных сервисов в сети Интернет рассмотрит Госдума РФ. С такой инициативой выступили эксперты московского отделения Ассоциации юристов России, сообщает 6 июля 2021 года «Областная».
Пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные функции, при этом сохраняя доступность самого сервиса. Алгоритмы, которые используются в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту.
Они считают, что такие алгоритмы – сродни манипуляции сознанием человека. Рекомендательные сервисы способны формировать у потребителя повышенный интерес к товарам и даже влиять на общественное мнение, тем самым повышая риски социальных конфликтов, считают юристы. Предложение взять под контроль подобного рода алгоритмы направили в Госдуму и Совет федерации, народные избранники идею одобрили.
– Это предложение абсолютно оправданно, своевременно и актуально. Оно находится в рамках реальной пользовательской логистики, которая существует у каждого конкретного человека. Пользователю должно быть удобно, и с точки зрения маркетинга это правильно. Любой пользователь должен видеть весь контент, вне зависимости от чьих-то настроек, – считает политолог Владислав Шиндяев, заместитель директора Иркутского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).
Но здесь нужно учитывать и мнение коммерсантов – владельцев сервисов, считает Дмитрий Салко, директор «Diagrun digital».
– Если на законодательном уровне будет принято решение об общественном контроле за системами ранжирования, то платформы найдут технические способы скрыть самые важные и чувствительные части алгоритмов от внешнего наблюдения. Это их конкурентное преимущество, – отметил Дмитрий Салко.
По мнению авторов идеи, в закон «Об информации» нужно ввести понятие «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса». Кроме того, нужны определённые границы, чтобы регулировать конкретных операторов. Регулировать предлагается площадки, у которых более 100 тыс. пользователей в сутки и обрабатываются данные более 500 тыс. пользователей из России.