В столице Приангарья хотят увековечить память авиаконструкторов Миля и Камова
Рожденные в Иркутске
Инициатива увековечить память знаменитых авиаконструкторов Михаила Миля и Николая Камова поддержана Объединенным советом общественных и некоммерческих организаций Иркутской области и Комиссией по развитию гражданского общества Общественной палаты региона. Предполагается, что лучшее место для установки памятника авиаконструкторам – привокзальная площадь в районе аэропорта.
Исторический факт: два крупнейших авиаконструктора, основатели мировых школ вертолетостроения, конструкторских бюро и производственных комплексов – Николай Камов и Михаил Миль – родились в Иркутске.
Конструкторское бюро Миля и его марка «Ми» – живая история отечественного вертолетостроения. Вертолет Ми-1 стал первым советским серийным, а Ми-2 уже было выпущено более 5400 машин. Вертолет Ми-8, разработанный в начале 1960-х годов, входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Эта модель и ее модификации построена более чем в 12 тыс. экземпляров и используется более чем в 50 странах. Невозможно представить военную авиацию России без боевого Ми-24, ведь «крокодил», как его называют в войсках, прошел через все современные войны, от Афганистана до Сирии.
«Фирма» Камова специализируется на вертолетах с соосной схемой несущих винтов. Его конструкторское бюро отправило в небо десятки моделей, от противолодочных Ка-25 и Ка-27 до современных ударных вертолетов Ка-50 и Ка-52 «Аллигатор». Считается, что именно Камов придумал слово «вертолет», соединив «вертится» и «летает», и ввел в оборот, заменив устаревшее название «геликоптер». Кстати, первый аппарат Камова Ка-8, поднявшийся в воздух в 1948 году, носил гордое имя «Иркутянин».
Будущие генеральные конструкторы, доктора технических наук, Герои Социалистического Труда и лауреаты Государственной премии СССР даже жили недалеко друг от друга – семья Камова на Ланинской (сегодня это дом № 20 на улице Декабрьских Событий), а семья Миля – на Саломатовской (ныне дом № 5 на улице Карла Либкнехта).
– Я родился и вырос в том же городе, что и авиаконструктор Миль, и Камов – тоже иркутянин, – говорит Александр Красовский, руководитель иркутской региональной экологической общественной организации «Глубина ответственности». – В прошлом году во время поездки в Москву мы познакомились с Надеждой Михайловной, дочерью Михаила Миля. На вечере памяти Миля я сидел рядом с людьми, которые с улыбкой рассказывали, как «на коленке» собирали историю России, о том, как из «болванки» точились высокоточные валы и муфты для КБ «Сухого». Как искали и находили подчас немыслимые решения, совершившие революцию в мировом строительстве винтокрылых машин.
Удивительно, но в Иркутске до сих пор нет памятника инженерам-авиаконструкторам, уроженцам нашего города, говорит Александр Красовский:
– Горько осознавать, что в родном городе об отцах винтокрылой авиации рассказывают всего лишь две мемориальных доски, установленные на их домах.
По его словам, за эскиз готова взяться скульптор-камнерез, автор памятника «Бабр» Наталья Бакут. По вопросу согласования на установку памятника консультация получена от главного архитектора Иркутска Антона Жукова. С ним согласна Елена Творогова, сопредседатель Объединенного совета общественных и некоммерческих организаций Иркутской области:
– Идея увековечить память авиаконструкторов Михаила Миля и Николая Камова – достойная инициатива, которая объединит вокруг себя разных людей и разные поколения. Это позволит нам всем, живущим в Иркутске, обрести дополнительный повод для гордости за свой город. Он подарил стране и миру многих замечательных людей.