Иркутский студент помогает ребятам с нарушением слуха
Я слышу мир
Студент-химик третьего курса ИРНИТУ Андрей Марценюк создал социально-творческую школу «Я слышу мир», чтобы помочь таким же, как он, ребятам с нарушениями слуха, обрести красивую речь, уверенность в себе, артистичность. Ритмика, игра на барабанах, ораторское искусство и сценическое движение – вот что лучше всего развивает слух и речь, по мнению создателя школы.
Громкий инструмент
Андрей Марценюк уверен, что лучшая форма социализации для ребят с нарушениями слуха – через искусство. Это он понял на своем опыте. К творчеству тяготел с детства. В школе занимался вокалом, хореографией, театром. А когда поступил в ИРНИТУ на специальность «Химическая технология», сразу влился в творческую жизнь вуза. Сходил на концерт-презентацию коллективов. Сначала выбрал народный ансамбль русской песни «Калина». Потом перешел в школу этнических барабанов «Этнобит», где выступает до сих пор. Это направление развивает и в собственной школе.
– Барабаны – громкий инструмент, и для людей с нарушениями слуха – идеально, но не значит просто. Инструмент сложный, требует огромной усидчивости, терпения. Самое главное – фокусироваться на ритме, не выпадать из него. Больше половины из 20 ребят, которые в сентябре приходят к нам на занятия, к концу года отсеиваются, потому что это правда очень тяжело, – считает молодой человек.
Первые полгода игра на барабанах Андрею не давалась, но заниматься нравилось. И в конце концов музыкальный инструмент покорился его упорству. Одним исполнительством студент не ограничился. Решил попробовать себя в роли автора – целый год работал над композицией Dragon – по мотивам китайских народных мелодий. И получилось очень талантливо. С этим номером он вместе с другими музыкантами «Этнобита» занял второе место на всероссийской студенческой весне в Нижнем-Новгороде, композиция прозвучала и на гала-концерте в честь закрытия фестиваля. А когда лауреаты вернулись в родной Иркутск, их ждала встреча с главой региона Игорем Кобзевым, на которой они рассказали ему о своем триумфе.
Помощь от вуза
В «Этнобите» студент попробовал себя еще и в роли педагога. В школе есть система наставничества, когда опытные участники берут под кураторство новобранцев. Говорит, что эта педагогическая практика помогла ему, когда начал преподавать. Правда, когда был наставником в «Этнобите», о своем деле даже не мечтал.
Эта идея родилась благодаря конкурсу «Молодежь Иркутской области в лицах», в котором Андрей решил поучаствовать по рекомендации своего педагога. На региональном этапе каждый конкурсант должен был представить свой проект.
– Я тогда впервые подумал, почему бы мне не учить играть на барабанах ребят с нарушениями слуха, часто стеснительных и зажатых, ведь я такой же, как они. Прошел путь, который помог мне социализироваться. Знаю методы, которые действительно работают, развивают речь, помогают побороть неуверенность, – рассказал он.
Инициативного студента поддержал вуз и общество глухих в Иркутске. Благодаря этому идею удалось реализовать. Легко решился вопрос с местом для занятий – школе предоставили залы в ИРНИТУ и в ДК им. Горького на площадке Всероссийского общества глухих. Школе помогает «Этнобит»: участники дают музыкальные инструменты, проводят для ребят мастер-классы и привлекают их к конкурсам и концертам.
Сегодня в школе «Я слышу мир» занимаются четверо человек. Это студенты и ученица школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха. Есть у Андрея надежная команда помощников. Это студенты: будущий PR-менеджер, журналист-аналитик, видео- и фотооператор, два графических дизайнера и статистик.
Подход к образовательному процессу у нашего героя серьезный: есть календарный план, строгое расписание, устав. В основном тренинги проходят по ритмике и этнической перкуссии. Помимо музыкальных занятий, есть уроки актерского и сценического мастерства, литературы. В будущем автор программы хочет ввести «Историю театра», «Лидерские качества», «Техника игры на дун-дунах» и другие дисциплины.
У многих улучшилась речь
В идеале, по словам Андрея, обучение должно длиться четыре года, но и за три месяца виден результат. Занятия проходят два раза в неделю. В первые месяцы ученики делают много упражнений на развитие речевого аппарата, знакомятся теорией музыки, ритмикой. Жестовый язык на уроках не приветствуется, только речь! Ученики обязательно выполняют домашние задания, которые не отменяются даже во время каникул. На лето – художественная литература, обязательно читать вслух. В конце года сдают экзамен. В этом плане все строго, никаких поблажек. Потому что идет работа на результат.
– Занятия явно идут ребятам на пользу. У многих улучшилась речь. Некоторые до школы вообще использовали только жестовый язык, а теперь стали говорить. Да, пока плохо, но это только начало, – рассуждает студент.
В следующем году Андрей уже получит диплом бакалавра в ИРНИТУ, планирует поступить в магистратуру и параллельно – в музыкальный педагогический колледж. Ближайшая цель – поучаствовать в международном молодежном форуме «Байкал», подать заявку на грантовый конкурс молодежных инициатив. Если выиграет, в школе появятся новые барабаны – в них сейчас особая нужда. Есть и более глобальные планы – получить президентский грант. Можно будет платить педагогам школы зарплату, решить вопросы с оборудованием, музыкальными инструментами…
Фото: архив Андрея Марценюка