Туризм против коронавируса: кто сильнее?

Уже второй год из-за закрытия границ в Иркутскую область едут гости со всей России. Туристско-экскурсионный поток в первом полугодии 2021 года составил 800 тыс. человек. Это больше, чем за аналогичный период доковидного 2019 года, когда в Приангарье побывало 762 тыс. туристов. На текущее лето у туроператоров были большие планы, но вспышка коронавирусной инфекции пришлась как раз на июль-август – в самый разгар сезона на Байкале. О перспективах отрасли в сложных условиях пандемии рассказала руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина.

 

Кешбэк «раскручивает» межсезонье

– В межсезонье нынче было затишье или удалось привлечь туристов?

– Благодаря программе кешбэка в Приангарье продолжали приезжать туристы в апреле, мае и июне. Не так активно, как зимой, тем не менее туркомпаниям удалось нормально отработать межсезонье. В прошлые годы такого не было. Всего в рамках третьего этапа программы Ростуризма путешествия в Иркутскую область предлагали более 200 туроператоров и агрегаторов со всей России. Гостиниц, в которых можно забронировать проживание и получить потом по кешбэку 20% от стоимости, стала в два раза больше по сравнению со вторым этапом – с 18 до 42-х.

 

–Четвертый этап программы ожидается?

– Ростуризм уже объявил о новом осеннем этапе – с 1 октября по 24 декабря. В Иркутской области это совершенно не популярное для туристов время. Поэтому надеемся, что программа кешбэка также положительно отразится на турпотоке в осеннее межсезонье. Кстати, по решению Ростуризма окно продаж продлено до 31 августа. Ранее планировалось, что оно будет закрыто 31 июля.

 

– Почему так мало гостиниц и турбаз участвует в кешбэке?

– Программа распространяется только на классифицированные средства размещения. В нашем регионе преобладают гостевые дома, которые не попадают под классификацию. Сегодня на законодательном уровне принимается понятие «сельский гостевой дом», потом будут вводиться специальные ГОСТы для этой категории, чтобы в дальнейшем подвести ее под классификацию. Сегодня в Иркутской области функционирует 667 коллективных средств размещения туристов. Классифицировано 190 гостиниц и домов отдыха, из них три имеют категорию «пять звезд», 17 – «четыре звезды», по 35 – «три звезды» и «две звезды», 16 – «одна звезда», остальные без звезд.

 

Кратного роста не произошло

– На летний сезон у туроператоров области были большие планы…

– На летний сезон ставили высокую планку – хотели достичь докризисного уровня турпотока. Если бы не ухудшающаяся ситуация по всей стране с коронавирусом, мы бы этого добились. К сожалению, продолжают действовать ограничения по наполняемости гостиниц и баз отдыха. А с июля добавились еще и новые ужесточающие правила –требование справки ПЦР либо документа о том, что человек переболел ковидом за последние полгода, либо результата анализа о наличии антител, либо документа о вакцинации. Причем до 1 августа можно было заехать в гостиницу или на турбазу с одним компонентом вакцины, теперь – только с двумя.

 

– Кто проверяет наличие справок у туристов?

– Сами турбазы проверяют документы при заселении. Есть административная ответственность для юридических и физических лиц. Если проверка выявит факт проживания туристов без соответствующей справки, то базы отдыха будут оштрафованы. Обязанность проверки возложена на муниципальные образования. О каких-либо нарушениях пока не сообщалось.

Между тем для удобства туристов мы совместно с региональным минздравом и Роспотребнадзором проработали дополнительные пункты сдачи анализов ПЦР в Иркутске – в аэропорту и на железнодорожном вокзале. Результаты готовятся в течение суток. Ограничения для заселения действуют в Иркутском, Ольхонском и Слюдянском районах, поэтому можно жить в гостинице в Иркутске и ждать результаты анализов. На автовокзале не стали делать пункт, потому что рядом есть платная лаборатория, а само здание не приспособлено для организации сдачи анализов.

 

– Многие отказались от брони после введения справок?

– После выхода указа о справках было дано достаточно времени турбазам, гостиницам и туркомпаниям для того, чтобы они подготовились к этому нововведению и отработали с туристами – предупредили их. Но в самом начале новых ограничений отказы от брони все равно были – порядка 25–30%. Учитывая высокий сезон, свободные апартаменты быстро заселялись местными жителями. В конце июля – начале августа в Иркутской области наконец-то установилось лето, и все массово поехали на отдых. Отмечается увеличение так называемых диких туристов, которые живут в палатках.

 

– Высокий спрос – высокие цены?

– Надо признать, в Иркутской области в отличие от ряда других российских регионов, которые популярны среди туристов, рост цен был не очень высоким. Зимой произошел первый скачок – порядка 6–8%. Сейчас мы наблюдаем тоже увеличение стоимости турпутевок и проживания – в пределах 10%. Представители турбизнеса объясняют это подорожанием ряда услуг и работой в условиях ограничений. Гостиницы – тем, что есть затраты на обеспечение санитарной безопасности. На Байкале всегда было дорого отдыхать. Много жалоб поступает на несоответствие цены и качества предоставляемых услуг. Россияне оказались более привередливыми, чем иностранные туристы. Сравнивая стоимость отдыха в других странах, они, разумеется, недовольны ценами на получаемые услуги.

 

– В связи с открытием границ в ряд стран нет потери потока российских туристов?

– Выездов в другие страны не так много. Люди все-таки боятся рисковать. Нет никакой гарантии, что человек, приобретя путевку, благополучно съездит и отдохнет. Так что резкой потери турпотока нет. Были опасения, что Байкал лишится части туристов, не выдержав конкуренции с южными регионами страны. Но в связи с неблагоприятными погодными условиями турпоток в Краснодарский край и в Крым снизился.

 

Миллиарды по нацпроекту

– На какую поддержку может рассчитывать Иркутская область по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства»?

– Все финансирование пойдет на конкурсной основе. От самого региона будет зависеть, как он войдет в программу и какую поддержку получит. Единственное, выделяется финансирование без конкурса на завершение строительства инфраструктуры для туристских кластеров. В нашем случае это туркластер «Ворота Байкала» в Байкальске. Строительство ведется уже несколько лет. Заключено соглашение между правительством области и Ростуризмом до 2023 года.

В рамках нацпроекта уже ведется работа. В этом году губернатор Игорь Кобзев заключил соглашение о сотрудничестве с Корпорацией «Туризм. РФ». Эта структура будет заниматься мастер-планированием территорий, а также участвовать в финансировании крупных инвестиционных проектов. Сейчас как раз идет их отбор. Есть договоренность, что до 1 сентября Корпорация внесет в правительство РФ предварительную концепцию развития туристских территорий на Байкале. Все это будет увязано с разрабатываемым сегодня мастер-планированием города Байкальска и Кругобайкальской железной дороги, а также с наработками по Листвянке и Большому Голоустному.

 

Новые гостиницы

В России запущена программа по льготному кредитованию инвесторов на строительство крупных гостиниц (более 150 мест) и многофункциональных гостиничных комплексов. В Иркутске также запланировано возведение двух отелей сетей Хилтон и Холидей. Есть проект строительства гостиницы и в Листвянке. По предварительным оценкам экспертов, на создание необходимой туристской инфраструктуры в Иркутске, Листвянке, Слюдянке, Байкальске, Большом Голоустном и на Кругобайкальской железной дороге необходимо порядка 156,8 млрд рублей.