3:0 в пользу АИСТа
Тридцать лет в эфире. Телекомпанию «АИСТ» смело можно назвать долгожителем среди региональных каналов. Символично, что на информационной карте страны Альтернативная Иркутская Студия Телевидения появилась в то время, когда страна выбирала новый путь развития. Если ведущих из культовой программы «Взгляд» в народе окрестили «битлами перестройки», то с журналистами из телекомпании АИСТ для иркутян наступило время других новостей. Рейтинги у телеканала зашкаливали, а репортеры без преувеличения становились народными героями.
Время других новостей
– Прообразом программы новостей «СейЧас» стал субботний выпуск «Приангарье», который выходил на областном телевидении. В то время я был вдохновлен стажировкой на Центральном телевидении в знаменитой программе «Взгляд». Хотелось такое же информационно-прогрессивное ноу-хау делать и в Иркутске, – говорит Сергей Филипчук, создатель и главный редактор программы новостей «СейЧас». С телекомпанией «АИСТ» у него связано 25 лет жизни. – Первый репортерский состав был представлен исключительно мужчинами – кроме меня в нем были Валерий Почекунин, Владимир Голубевский, Алексей Елизарьев и стажер Евгений Старновский. Вместе с нами работали операторы Юрий Дорохин, Андрей Закаблуковский, монтажер Николай Марфин.
Тридцать лет назад снимать новости начали на бытовые камеры, а потом АИСТу подфартило. В Иркутске во время японской выставки случился пожар. Чудом уцелел комплекс U-MATIC, состоявший из камеры и монтажного оборудования. Техника изрядно закоптилась, но сохранила весь свой функционал и была пригодна к эксплуатации. Владельцы аппаратуры согласились продать ее АИСТу.
– Своего транспорта для съемок не хватало, и мы арендовали машины. Автоколонна предоставляла нам автобус ЛиАЗ, снятый с маршрута № 20. Со стороны выглядело необычно: подъезжает автобус – и выходит наша съемочная группа: журналист с оператором, – вспоминает Алексей Елизарьев, который сегодня является редактором сайта «Орда Инфо». – Куда мы только на нем не ездили. Однажды кто-то из надзорных органов позвал нас в рейд по детским домам. Мы приехали без звонка. Увидев гостей, повар принялась прятать кусок мяса. Проверяющие начали у нее его отнимать, завязалась борьба. Справиться с поваром проверяющие не смогли. Позвали на помощь меня. Наверное, это смотрелось комично, поскольку я был в костюме, белой рубашке и галстуке. Сюжет вызвал много обсуждений, а работники других детских домов сделали для себя выводы.
Иркутяне хорошо запомнили эксклюзивное интервью, которое Михаил Горбачев в 1996 году дал журналистам АИСТа. Пятью годами ранее, когда первый и единственный президент СССР посетил сибирский город, репортеры его повсюду сопровождали.
– Когда Горбачев приехал в магазин, мы показывали не его общение с людьми, а снимали реакцию иркутян, у которых глаза разбегались от продуктового изобилия. Еще вчера полки и витрины этого магазина были полупустыми, а сегодня столичному гостю устроили роскошный прием с гастрономическим шиком. А на итоговой пресс-конференции я задал президенту вопрос: все, что происходит в стране, происходит с его ведома, или он не контролирует ситуацию? Горбачев нас запомнил и в следующий раз во время своего визита в Иркутск захотел встретиться именно с нами. Мы беседовали с ним обо всем целых два часа. Помню, начальник службы безопасности делает мне знаки, мол пора заканчивать, а я улыбаюсь и задаю следующий вопрос, – рассказал Сергей Филипчук.
Горячие точки
В век интернета трудно представить, что какое-нибудь событие в мире останется незамеченным. Сегодня люди снимают все происходящее вокруг и тут же выкладывают фото или видео в соцсетях. Но так было не всегда. Журналисты АИСТа не раз становились очевидцами событий, которые вошли в историю нашей страны и других государств.
1991 год оказался беспокойным. В Вильнюсе произошли столкновения силовиков со сторонниками выхода Литвы из Советского Союза.
– Когда мы снимали, как литовцы штурмуют здание телецентра, нам с оператором Андреем Закаблуковским было не по себе. Над оголтелой толпой раздавались автоматные очереди бойцов, защищавших здание. А вот во время августовского путча в Москве все было иначе, там происходящее напоминало спектакль, – поделился впечатлениями Сергей Филипчук. – Никаких ожесточенных действий мы не увидели. Наоборот, возле костров солдаты мирно общались с гражданскими. Уже днем, когда проходил знаменитый митинг, служба безопасности без проблем пустила нас в Белый дом, достаточно было предъявить командировочное удостоверение. Мы записали несколько интервью с некоторыми участниками событий. К Борису Ельцину нас близко не пустили. Видеокассеты и тексты репортажей день в день передавали вместе с пилотами самолетов, которые летели в Иркутск.
Снимали на АИСТе все, даже генеральный директор, если того требовал профессиональный долг. Как-то Амгалану Базархандаеву, возглавившему телекомпанию в 2000 году(сегодня он руководит представительством Россотрудничества в Монголии), пришлось поехать в Чечню без оператора и самому выполнять репортерскую работу в экстремальных условиях.
– Перед поездкой Сергей Филипчук и Юрий Дорохин дали мне несколько уроков, как правильно держать камеру. Говорят, считай до 20, держи план, иначе монтировать будет тяжело. Я старался следовать их указаниям. Потом из моих съемок получился фильм «Командировка цвета хаки», который был отмечен наградой на фестивале «Золотой Георгий», – вспомнил Амгалан Базархандаев.
Репортерская группа АИСТа оказалась единственным российским СМИ, которое стало очевидцем попытки государственного переворота в 2008 году в Монголии. Накануне массовых беспорядков в Улан-Батор вместе с Амгаланом Базархандаевым приехали Вера Рыжкович, Юрий Легейдо и Наталья Глушкова. Им предстояло подготовить первый выход новостей только что созданной телекомпании «АИСТ-Монголия».
– Это был выходной день. Я отправился поснимать митинг на одну из центральных площадей. Сначала все было тихо, люди выдвигали свои требования, полицейские, казалось, держали ситуацию под контролем. Вдруг народ начал бросать булыжники. Увлекшись съемками, даже не заметил, как камень сломал мне ребро. События того дня легли в основу документального фильма «Революция юрт», который тоже был удостоен «Золотого Георгия». На экране видно, как человек, став заложником толпы, легко заражается яростью. Такие события не должны повторяться, об этом нужно помнить всем последующим поколениям, – рассказал Амгалан Базархандаев.
Звезды прайм-тайм
АИСТ многим подарил путевку в жизнь. Будущие звезды прайм-тайм приходили в редакцию еще студентами, становились корреспондентами, ведущими эфиров, редакторами. Из «аистового гнезда» вылетело много птенцов, они разлетелись не только по федеральным каналам, но и вполне успешно строят карьеру за рубежом.
– Популярность, например, у Валерия Почекунина в Иркутске была не меньше, чем у Влада Листьева, и не только потому, что между ними было внешнее сходство. Валеру зрители воспринимали как своего человека, друга. А я до сих пор могу услышать вслед: «Смотри, это же тот мужик с АИСТа!», хотя в редакции новостей проработал всего один год, – отметил Алексей Елизарьев. – На память приходит такой пример. Одному из наших журналистов надо было ехать в микрорайон Солнечный, но по ошибке он сел в троллейбус, который направлялся в аэропорт. Журналист попросил водителя подбросить его в Солнечный. Водитель, увидев знакомое лицо с телеэкрана, согласился. Время было позднее, троллейбус из аэропорта шел в депо, по пути завернул в микрорайон и довез журналиста до дома.
Иркутяне хорошо помнят ведущую Веру Рыжкович. На АИСТ, как и многие ее коллеги, она пришла корреспондентом, а со временем стала главным редактором информационного вещания телекомпании. Сегодня она работает заместителем начальника управления информационной политики и аналитической работы Законодательного Собрания Иркутской области.
– АИСТ – не только школа мастерства, но и жизни. Здесь мы постигали азы профессии и учились держать удар. Много лет прошло, а я до сих пор помню 9 июля 2006 года, когда при посадке пассажирского лайнера в аэропорту Иркутска произошла авиакатастрофа, – вспоминает Вера Рыжкович. – Утром в воскресенье меня разбудил телефонный звонок директора, который и рассказал про трагедию. В тот день много наших ребят было за городом на парусной регате. В одночасье про отдых всем пришлось забыть. Те, кто жили на левом берегу Ангары, до редакции шли пешком, так как движение на старом мосту из-за ремонта было перекрыто. Несмотря на потрясение и внешние обстоятельства, нам удалось мобилизоваться и выдавать в эфир экстренные выпуски новостей каждые полчаса в течение всего дня.
А еще АИСТ можно назвать чемпионом по прямым включениям с мест событий. Репортеры стремились к тому, чтобы у зрителя возникало ощущение, будто он является соучастником событий.
– Опыт работы в прямом эфире дисциплинирует на всю жизнь, я и сегодня категорически не люблю опаздывать. Причем работа в прямом эфире касалась всех журналистов без исключения, это помогало нам формировать команду для проведения телемарафонов, – подчеркнула Вера Рыжкович.
Испытание Тулуном
Съемочная группа АИСТа всегда одной из первых оказывается на месте событий. Так было и во время наводнения в Тулуне. Но журналисты не смогли остаться в стороне от горя земляков и присоединились к волонтерскому движению. Они раздавали гуманитарную помощь, участвовали в разборе завалов, а порой просто слушали тех, кому надо было выговориться.
– Когда большая вода пришла в Тулун, я была в образовательном центре на Байкале. Первым из наших к месту трагедии отправился Евгений Павлов. С собой он взял рюкзак – так мы называем специальное мобильное оборудование, которое позволяет репортерам выходить в прямой эфир с любой точки. Помню фото с Алексеем Шапенковым, когда он сидел в дождь на рынке и под навесом буквально на коленке писал текст, чтобы успеть к новостному выпуску. С каждым сюжетом ловила себя на мысли, что должна ехать туда и помогать или идти в штаб на улицу Российскую, где формировали грузы гуманитарной помощи, – вспоминает Ирина Белогривая, главный редактор информационного вещания телекомпании «АИСТ».
Оказавшись в Тулуне, журналисты поняли, что далеко не все люди доходят до центра выдачи гуманитарной помощи. Одни охраняли свое имущество от мародеров, другие караулили оценочную комиссию, третьи самостоятельно разбирали завалы, не дожидаясь посторонней помощи. Люди нуждались в элементарных вещах: лекарствах, чистой воде, еде, средствах гигиены и сухом белье.
– Мы ходили по смятым водой улицам, стучались в каждый дом. Мы слушали людей, потому что им надо были выговорить свою боль. Мы видели растерянные глаза мужчин, у кого-то по щекам текли слезы от безысходности, – делится впечатлениями Ирина Белогривая.
Во время такого обхода журналисты нашли бабушку Юзефу Дементьеву. Ее дом полностью затопило, от наводнения вместе с внуком она спаслась на чердаке. Съемочная группа АИСТа взяла над пожилой женщиной шефство, ей помогали разбирать завалы, обеспечили ее постельным бельем и продуктами. Дом пенсионерки не подлежал восстановлению, но по жилищному сертификату она смогла приобрести новую квартиру. Сюжет о долгожданном новоселье бабушки Юзефы показали в одном из выпусков новостей.
О людях и для людей
С появлением в Иркутске других телекомпаний, а потом и интернета, зритель не перестал смотреть АИСТ. На вопрос «почему?» ответ очевиден, с первых дней выхода программы новостей репортерская группа снимала и продолжает снимать сюжеты о людях и для людей.
– Как-то в редакцию позвонила женщина из детского дома и сказала, что сменился поставщик, и возникли трудности с доставкой продуктов. На обед у детей были только хлеб и чай. Мы приехали, сняли репортаж про столь скромную трапезу. Возвращаясь в редакцию, я решил зайти в столовую областной администрации. Меню для чиновников было куда разнообразнее. Реакция на новость оказалась мгновенной, уже на следующий день нам позвонили из детского дома и радостно сообщили, что их завалили продуктами, – поделился Сергей Филипчук.
Традиции старшего поколения АИСТа продолжают молодые репортеры. Марина Беклемишева осенью прошлого года делала серию сюжетов о том, как люди на Байкале получали иски с требованиями снести дома за свой счет и освободить землю.
– Оказалось, прожив не год и не два, а десятилетия, местные жители узнали, что они являются нарушителями границ национального парка. Помню, одной бабушке родственники до последнего не говорили про такой иск. Ей под 90 лет, она труженик тыла, ее маленькая избушка была построена задолго до появления нацпарка. Этой бабушке никто ничего не предложил взамен – ни денежной компенсации, ни другого земельного участка. Замалчивать эту проблему мы не могли. Тему с выселением людей на Байкале потом подхватили федеральные телеканалы, – рассказала Марина Беклемишева.
Мир меняется, но у АИСТа неизменным остается взгляд на этот мир. Журналистские материалы даже тридцать лет спустя находят отклик у зрителей, они заставляют думать и сопереживать, вдохновляют на совершение добрых дел.