Через школу к звездам

Четверо любителей астрономии из Иркутской области приняли участие в седьмой Летней космической школе, которая в этом году проходила в кампусе Сколковского института науки и технологий.

«Международное сообщество начало долговременную программу межзвездной колонизации, отправляя флоты кораблей к другим звездам. Каждый такой флот имеет в своем составе транспортники с колонистами и корабли-разведчики с комплектом оборудования, необходимого для высадки, исследования и потенциального заселения новых планет. Флот, к которому приписан корабль-разведчик «Циолковский», получает сигнал SOS из планетной системы, где некоторое время шел процесс колонизации и терраморфирования, но однажды что-то пошло не так…»

Это не аннотация научно-фантастического фильма или книги, а рабочая легенда нынешней Летней космической школы – одной из самых масштабных научно-просветительских программ в России.

 

От космической медицины до научной журналистики

В течение восьми дней более 60 человек со всей страны (а именно школьники старших классов, студенты и аспиранты самых различных специальностей, энтузиасты просветительских проектов, радиолюбители и астрономы, журналисты и учителя), разделившись на пять команд, общими усилиями решали поставленную легендой задачу.

Приангарье представляли директор Иркутского планетария, председатель Иркутского регионального астрономического общества Павел Никифоров и трое ребят – выпускник Атагайской средней школы Степан Дудиков, десятиклассник из Алзамая Владислав Валетчик и иркутский девятиклассник Марк Загайнов. Поездка в Летнюю космическую школу (ЛКШ) для школьников стала возможной благодаря спонсорской поддержке компании «Гурбей золото», которая занимается разведкой и добычей рудного золота в Нижнеудинском районе – там, где работают два телескопа, переданные ИРАО и планетарием для проведения публичных наблюдений и организации астрономических кружков.

 

 

– У каждого была возможность выбрать направление по душе среди пяти секций школы, – говорит Павел Никифоров. – Степан присоединился к «космонавтам» – они изучали основы орбитальной механики, пробовали себя в роли навигаторов и пилотов космических кораблей. Владислав выбрал направление «астрофизика» – задачей этой команды было проанализировать спектры атмосфер экзопланет, чтобы понять, какая из них пригодна для колонизации. Марк отправился к научным журналистам – они должны были писать о том, как проходит школа и «спасательная миссия». Я выбрал секцию «Космическая связь и дистанционное зондирование Земли», где мы принимали сигналы с настоящих космических аппаратов – Международной космической станции и метеорологического спутника NOAA-18.

 

Полеты на тренажере и наяву

Большое количество практических занятий – это то, что отличает Летнюю космическую школу от других просветительских программ. Конечно, участники проекта посещали и лекции – какие-то из них были общими для всего потока, какие-то специализированными для каждого направления. Но все-таки много времени, что ценно, уходило на практику. Они принимали участие в экспериментах, работали в виртуальной обсерватории, проходили обучение на симуляторе пилотирования.

 

 

А еще журналисты учились писать научные новости, связисты – строить антенны, астрофизики – писать программы для обработки научных данных. Были и экскурсии на выставку в павильоне «Космос» ВДНХ, в музеи Института космических исследований и корпорации «Энергия» и, конечно, встречи с теми, кто делает российскую космонавтику прямо сейчас.

Особенное впечатление на участников произвело общение с космонавтом Иваном Вагнером, который участвовал в экспедиции МКС62/63 вместе с иркутянином Анатолием Иванишиным и американским астронавтом Крисом Кэссиди.

– Иван сказал, что мечтает еще полететь в космос – уже в качестве командира экипажа МКС, а потом всерьез настроен участвовать и в российской лунной программе. Это, конечно, всех очень вдохновило. Мы спросили его, как ему работалось вместе с нашим земляком Иванишиным, и Иван ответил, что Анатолий – очень сдержанный на эмоции человек. Например, он показал ему новый снимок рассвета над Землей, тот только пожал плечами, дескать красиво – и все. Наверное, таким и должен быть командир экипажа: тут не до эмоций, нужно держать в голове очень много деталей и задач экспедиции, ответственность очень большая, – поделился впечатлениями участник ЛКШ Марк Загайнов.

А вот глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин пообщался с участниками космической школы по видеосвязи, приехать в Сколково ему не удалось. Он пообещал, что одна из следующих школ пройдет на новом космодроме «Восточный».

Встреча с Рогозиным выглядела как настоящая пресс-конференция, кстати, от секции научной журналистики вопрос ему задавал иркутянин Марк Загайнов, которого очень интересовало: будет ли госкорпорация развивать космический туризм. В ответ Рогозин рассказал, что предложил создать на Российской орбитальной служебной станции (РОСС) специальный модуль для посещения ее туристами, но суборбитальными полетами, «как американские миллиардеры» главная космическая компания страны заниматься не будет. Новости об этом вышли в ведущих федеральных информационных агентствах, и, возможно, именно поэтому Марк Загайнов стал одним из тех, кто по итогам космической школы занял призовые места. Побороться за победу стоило: призом была возможность бесплатно полетать с инструктором на легкомоторном самолете и даже попробовать управлять им.

Впрочем, все участники школы, приехавшие в заключительный день мероприятия на подмосковный аэродром «Новинки», смогли испытать ощущение полета. А тем, кому уже исполнилось 18 лет, даже с фигурами высшего пилотажа.

Расставаться после такого большого путешествия было грустно, но школа примет новых участников в следующем году, тем более что по легенде миссия осталась невыполненной – совершить посадку на планету к терпящим бедствие колонистам не удалось, и «Циолковский» будет пробовать снова их спасти.

Некоторые ребята из Иркутской области готовы приехать в ЛКШ еще раз, и есть основания надеяться, что к любителям астрономии из Нижнеудинского района и Иркутска присоединятся их коллеги из других городов и поселков Прибайкалья.