Почему Западу интересны выборы в России?
С каждым днем повышается градус накала в иностранных СМИ по поводу выборов в Государственную думу РФ. Голосование еще не началось, а Запад уже готов объявить, что процедура прошла незаконно. Но параллельно с этим процессом появились публикации, авторы которых пытаются разобраться, что плохого в распаде России и как преодолеть «имперское сознание», мешающее россиянам разделить страну на более компактные государства.
Чешское издание «INFO.CZ» опубликовало любопытную статью под заголовком «Непонятая и непонятная Россия: колосс на глиняных ногах, уверенный в своем мессианстве», в которой в довольно русофобской форме излагаются «изъяны русского сознания», которое противится распаду страны.
И это – на фоне вала зарубежных публикаций о переговорах Байдена с Зеленским, в которых авторы просто не могут удержаться от упоминаний о России. В основном, в контексте того, как после этих переговоров обострятся российско-украинские отношения, как Россию накажут за «северный поток» и т.д.
«Скорее всего, провокации с украинской стороны начнутся на фоне выборов в России 17-19 сентября. Так уже бывало: прошлая украинская девиация под названием «Евромайдан» с убийствами и отставкой президента разразилась как раз в феврале, создавая фон олимпиаде в Сочи. Выборы 2021 года также, скорее всего, пройдут с «огоньком» с украинской стороны», – предполагает политический обозреватель Галина Солонина.
На минувшей неделе вышло исследование группы российских ученых – доктора политических наук, профессора МГУ Андрея Манойло, кандидата психологических наук, эксперта по вопросам психологической безопасности Международной Ассоциации независимых экспертов Анатолия Петренко и политического аналитика, ведущего аналитика АНО «Ассоциация специалистов по информационным операциям» Константина Стригунова на тему «Технологии делегитимации выборов 2021 года в Государственную Думу Российской Федерации», в котором приводятся прогнозы по методам вмешательства в предстоящие выборы со стороны западных стран.
«Проведенные под руководством США в последние годы информационные операции в отношении Венесуэлы, Северной Македонии и Белоруссии продемонстрировали всему миру алгоритмы разрушительного воздействия на избирательную систему государств-мишеней. Эти же технологии, как показало проведение выборов 2011-2012 гг, применяются против и России, но усовершенствованные и приспособленные к нашим отечественным условиям. Сами шаблоны информационного воздействия практически остались неизменными», – говорится в докладе.
«США традиционно тратят серьезные средства на смену неугодных режимов и соответствующую работу в условиях электорального цикла, – комментирует доцент исторического факультета ИГУ Илья Олейников. – Технологии есть, они обкатаны на постсоветском пространстве, странах Балканского полуострова, в периферийных государствах. Но осенью у «коллективного Запада» много своих проблем – вывод войск из Афганистана у США, собственный электоральный цикл в ФРГ. Внутри России после январских событий центры несистемной оппозиции фактически прекратили своё существование, поэтому если и финансировать, то кого? Профессиональные оппозиционеры заокеанские доллары возьмут с радостью, но результата не будет. Поэтому явного срыва не будет, но будут традиционные жалобы из-за рубежа на «недемократичность», «управляемость» и «подтасовку». Всё будет в штатном режиме».
По мнению политического консультанта Владислава Шиндяева, информационный накал мы сможем пронаблюдать уже в ближайшее время. «Фейковая информация, давление и информационные провокации будут нарастать и достигнут своего пика в дни голосования. Демократические, свободные и открытые выборы в России не нужны никому из наших оппонентов. Поэтому, несмотря на независимое общественное наблюдение, работу наблюдателей от политических партий и кандидатов, будут предприниматься попытки объявить выборы в Государственную Думу нелегитимными», – считает он.
Основные методы, которые будут использоваться, довольно подробно изложены в докладе «Технологии делегитимизации».
Последние примеры – выборы в Белоруссии и Киргизии. Как отмечают авторы доклада, в обеих странах сценарий был практически идентичен: загодя формируется мнение о нелегитимности выборного законодательства, затем в течение всей предвыборной кампании отрицается наличие политической конкуренции, дискредитируются процедуры голосования и практика их применения. А в день голосования с избирательных участков поступает шквал сообщений о массовых нарушениях. Затем зарубежные организации и правительства, основываясь на этих «фактах», не признают результаты выборов, объявляя победителями представителей оппозиции. Пользуясь поддержкой из-за рубежа, последние инициируют массовые выступления.
В обеих странах сценарий был практически идентичен. Так, одной из технологий для делегитимизации выборов, которой пыталась воспользоваться проигравшая сторона в Белоруссии, было размещение в Интернет-ресурсах итоговых документов с результатами подсчета голосов на конкретных избирательных участках, в которых Светлана Тихановская лидировала с большим отрывом от Лукашенко. Несмотря на то, что были размещены бланки различных избирательных участков, в ряде из них наблюдалось заполнение с большой вероятностью одной и той же рукой, и ни в одном не было подписей членов комиссии и печатей. Обращало на себя внимание и то, как одновременно и массированно эти бланки были размещены в Интернете.
Глава Евросовета Шарль Мишель заявил, что Евросоюз не признает результаты президентских выборов, озвученные белорусскими властями. В стране якобы стихийно разворачиваются массовые митинги. Однако их «спонтанность» – фикция. На заблаговременную подготовку к акциям по делегитимизации выборов указывало количество и качество агитационных материалов, лозунгов, знамен и т.п. То есть, где-то накапливались денежные суммы, составлялся план мероприятий, заключались договора с изготовителями необходимой для акции продукции; эта продукция получалась от изготовителей, распределялась по регионам, раздавалась конкретным исполнителям, которые в час «Х» брали эту продукцию на «спонтанно» организованные акции.
Зачем зарубежным странам реализовать такой сценарий в России? Для зарубежных стран Россия – это, во-первых, природные ресурсы, во-вторых, большой рынок сбыта. А в-третьих, крупный геополитический игрок, который ведет собственную политику, несмотря ни на что. И очень хочется взять две первые его функции под контроль, а третью – ликвидировать.