Невидимые ловушки для черных лесорубов
Дроны и космический мониторинг доказали свою эффективность в борьбе с черными лесорубами. С начала года в Иркутской области выявлено около 800 незаконных рубок, что в два раза меньше, чем в 2020-м. Корреспондент «Областной» узнал, как современные технологии помогают защищать сибирскую тайгу от нелегалов.
Сверху все видно
Во время планового патрулирования на 40-м километре Александровского тракта инспекторы обнаружили несанкционированную деляну. В системе координат лесников это место значится как технический участок № 6 пятого квартала Хомутовского участкового лесничества.
– Увидели следы от автомобиля, ведущие вглубь леса. Спустились и обнаружили незаконную рубку. Деревья здесь спилили где-то в июле. Скорее всего, приезжали ночью, за три-четыре часа смогли вывезти около 20 кубометров древесины. Видно, что работали на половине гектара, а ущерб нанесли примерно на 1 млн рублей, – говорит Евгений Герасимов, начальник отдела Хомутовского участкового лесничества.
На место происшествия выехала следственно-оперативная группа. Во время осмотра было установлено количество незаконно спиленных деревьев, их объем, породный состав, оформлен акт о лесонарушении, который передали в полицию. На основании полученных данных была установлена сумма ущерба, причиненного лесному фонду. Этим делом теперь занимаются правоохранительные органы.
Находить нелегальные деляны инспекторам помогают дроны, они работают в радиусе 2 км и поднимаются на высоту до 500 метров. Таким образом, удается увидеть, что происходит вдали от областных и федеральных трасс.
– Помимо дронов мы используем фотоловушки. Это небольшой прибор наподобие фотоаппарата, который устанавливается в лесу. В режиме онлайн можно следить за обстановкой круглосуточно. Если кто-то проходит мимо или проезжает, фотоловушка это фиксирует, отправляет на электронную почту, – объясняет Евгений Герасимов.
Если нелегалов удается поймать с поличным на месте, полицейские арестовывают всю заготовленную древесину и технику (трактора, прицепы, лесовозы и т.д.). Все вещественные доказательства отвозятся на специализированную стоянку, где они хранятся до решения суда по конкретному уголовному делу. Технику могут либо вернуть владельцу, либо она может быть реализована, а вырученные средства направляются в бюджет в счет погашение ущерба, причиненного лесному фонду.
– Что касается древесины, то существует процедура ее реализации. После проведения определенных процессуальных действий на основании решения суда она передается в Росимущество, которое в дальнейшем реализует ее путем проведения аукционов. Вырученные средства также идут в доход государству с целью погашения ущерба, нанесенного незаконной деятельностью, – отметил Антон Лавринович, оперуполномоченный по особо важным делам межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью в сфере охраны окружающей среды, защиты природных и биологических ресурсов управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области.
Космический мониторинг в деле
Лесники говорят, что количество незаконных рубок серьезно сократилось, с одной стороны, благодаря усилению патрулирования, с другой – увеличилась площадь наблюдения за тайгой из космоса.
Сегодня спутниковый мониторинг охватывает 43 млн га, это 63% лесного фонда региона, расположенные в основном в южных территориях. При этом площадь непрерывного дистанционного наблюдения за последние три года была увеличена с 5 млн га до 13,9 млн га. Им не охвачены только Бодайбинское, Мамское и Катангское лесничества. Северные территории относятся к труднодоступным местам, здесь нет дорог, поэтому черным лесорубам сложно вывозить отсюда лес.
– На первом этапе мы получаем и проводим комплексную обработку снимка дистанционного зондирования земли. Происходит наложение двух разновременных снимков друг на друга, это называется мультивременной композит. На мониторе компьютера мы видим все произошедшие изменения – лесосеки, гари, вырубки, – рассказывает Ирина Новикова, ведущий инженер участка дистанционного мониторинга филиала «Прибайкаллеспроект». – Желтым контуром у нас обозначены лесосеки с легальной заготовкой древесины. А нелегальная заготовка отображается красным контуром. Определение легальной и нелегальной заготовки происходит путем синтеза данных с ЕГАИС-лес.
ЕГАИС-лес расшифровывается как единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для учета сделок с древесиной. Она представляет собой сервис, через который производится контроль оборота лесозаготовительной продукции на территории РФ.
– Данных о нелегальных заготовках в системе нет. Мы составляем карточку дешифрирования, где содержатся точные сведения о территориальном расположении участка, и отправляем информацию в министерство лесного комплекса как признак нарушения лесного законодательства. В дальнейшем инспектора лесничеств выезжают с проверкой на указанные участки, – пояснила Ирина Новикова.
Объем незаконных рубок, по данным правительства региона, за пять лет снизился более чем в два с половиной раза. Ежегодно уменьшается и сумма ущерба.
– Стартовали мы в 2016 году с 9 млрд рублей годового ущерба. Эта цифра просто огромная, она звучит устрашающе. А в этом году мы, наверное, уложимся в 900 млн рублей. Как складываются такие цифры? Срубленное дерево имеет таксовую стоимость, но в случае определения ущерба от незаконной рубки идет умножение в 50 раз, учитывая экологическую значимость. По объемам мы тоже отмечаем снижение показателей. По году будет 100–110 тыс. кубометров, ранее это было многократно больше, – сообщил министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин.
По его данным, за семь месяцев 2021 года по 622 фактам нарушений правоохранительными органами возбуждены уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса РФ (незаконная рубка лесных насаждений), к уголовной ответственности привлечено 296 лиц.
Иркутская область вошла в число пилотных регионов по контролю за лесом, что предполагает введение новой должности главного федерального лесного инспектора. Он будет наделен дополнительными полномочиями по контролю и надзору. На особый контроль возьмут вопросы по происхождению древесины, ее перевозке и экспорту, предоставление участков в пользование, случаи самовольного занятия лесных участков, а также воспроизводство лесов с учетом компенсационного лесовосстановления.