100 фактов о Байкале

Продолжаем знакомить вас с малоизвестными научными фактами о Байкале. Сегодня сотрудники ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» рассказывают о биоразнообразии и географических особенностях озера.

 

Факт № 28

Тажеранские озера: не просто вода!

Любая дорога к Байкалу привлекает внимание: ландшафтами, пейзажами, объектами на пути. Многие их тех, кто едут на остров Ольхон сквозь Тажеранские степи, замечают вдоль трассы небольшие минеральные озера в обрамлении светло-серых камней. И таких водоемов в степях – около двух десятков. Они являются не только естественным водопоем для скота. Местные жители весной добывают в них гаммарусов («бормаша») для подледного лова рыбы. Некоторые из озер известны как целебные и используются для народных способов лечения.

В конце 90-х сотрудники Лимнологического института СО РАН и Иркутского педагогического университета стали проводить ежегодные выезды по изучению этих водоемов, состоялась первая инвентаризация беспозвоночных растений и низших животных.

По результатам исследований было установлено: озера Тажеранских степей – бессточные, хорошо прогреваемые с грунтовым и атмосферным питанием водоемы, в которых проживают 43 вида зоопланктона и даже… ракообразные! Запах сероводорода – не редкость; дно в большинстве случаев илистое и заросшее илом, есть и водная растительность.

 

 

Очень привлекательны Тажеранские озера для птиц: во время сезонных миграций здесь можно заметить представителей самых разных видов, в том числе лебедей. Белоснежные стаи могут гостить на протяжении нескольких дней и радовать своей красотой всех, кто становится свидетелем их отдыха.

 

Факт № 29

Загадочный зверек

Прибайкальский черношапочный сурок занесен в Красную книгу России. Увидеть его в дикой природе – большая удача. И так везет далеко не всем: даже сотрудникам ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», которые знают, где его искать, приходится по несколько дней проводить в походах, пешком преодолевать сотни километров…

В последние несколько лет поиски черношапочного сурка становятся все более напряженными и трудозатратными: зверьков не удается обнаружить даже на привычных для них местах обитания в хребтах Байкальской рифтовой зоны, в Байкало-Ленском государственном заповеднике. Что же происходит с представителями этого вида? Какие факторы влияют на его распространение и численность?

Ответы на вопросы ищет один из постоянных участников экспедиций по поиску черношапочного сурка Павел Жовтюк, заместитель начальника научного отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»:

– В Прибайкалье места обитания черношапочного сурка известны буквально наперечет. На территории заповедника он живет в горных хребтах Байкальской рифтовой зоны узколокально, в экстремальных условиях самой южной границы распространения вида. Попытки изучения его популяционной экологии предпринимаются с прошлого тысячелетия. Зачастую исследователи находят лишь косвенные или «опросные» сведения об ареале его распространения: обнаруженные кости или шкурка могут быть принесены хищными птицами, а очевидцы не всегда имеют доказательства, приемлемые для науки. В текущем году нами обследовано еще несколько участков хребта, проведены подготовительные работы для учета численности в ранее обнаруженных местах его обитания. Один молодой зверек заинтересовался звуками человеческих голосов. Моему напарнику пришлось… петь, чтобы любопытный сурок не спрятался в свою нору и дал мне возможность его сфотографировать с близкого расстояния. В целом пока нет общей картины, позволяющей понять: что же происходит с видом? Возможно, на его численность влияет изменение погоды и климата: там, где были каменистые россыпи и луга, теперь – плотные заросли кедрового стланика. Местами, где раньше отмечались поселения сурков, произошли пожары, поменявшие все до неузнаваемости. Нельзя полностью исключить и влияние людей: фактор беспокойства и даже браконьерства. Даже несмотря на то, что черношапочный сурок живет в заповеднике вдалеке от человеческого жилья. Впереди у нас еще много работы в этом направлении.

 

 

 

Факт № 30

Как продлить жизнь петроглифам?

Наскальные рисунки возрастом в несколько тысяч лет: вот что влечет людей к белому мрамору утеса Саган-Заба и одноименной бухте. Объект древней культуры и искусства расположен в Прибайкальском национальном парке, северо-восточнее мыса Крестовый. В палеолите это место считалось священным для цивилизации; сейчас оно – объект для поиска решений: как сохранить уникальные писаницы? К их разрушению причастны не только силы природы, но и человек!

 

 

Например, известный археолог Алексей Павлович Окладников писал: «У края скалы прежде добывали мрамор. Здесь и сейчас видны цилиндрические каналы для закладки взрывчатки и лежат груды взорванного камня…». Свою лепту внесли изменения уровня озера в связи с созданием Иркутского водохранилища, а также варварское отношение отдельных посетителей.

В первой половине 1990-х годов сотрудники регионального Центра сохранения культурного наследия вместе с Московским институтом реставрации изучили состояние памятника, определили характер и причины разрушений. В течение нескольких лет на утесе проводились натурно-экспериментальные работы: отслоения закрепляли атмосферостойкими соединениями, замедляли развитие водорослей и растений в трещинах ингибиторными составами. Также были заложены искусственные карнизы для отвода дождевых и талых вод, частично заделаны некоторые трещины.

Наблюдения за состоянием памятника продолжаются. Одним из важных условий сохранения уникальных древних рисунков остается ответственное поведение посетителей особо охраняемой природной территории – Прибайкальского национального парка.

 

Фото Павла ЖОВТЮКА, Андрея ТАНИЧЕВА