Как братчане сохраняют деревянное зодчество

С миру по бревнышку

Экспозиция архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня» в Братске пополнилась амбаром. Постройка 1865 года найдена в селе Ключи-Булак. Благодаря хозяину, оберегавшему ее от поджогов и распила, музей в 2022 году обзаведется новой крестьянской усадьбой. О сохранении деревянного зодчества в Приангарье газета «Областная» поговорила с Максимом Глушенко, кандидатом исторических наук, заместителем директора по научной работе Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары.

В этом году отмечается 390 лет со дня основания Братска-Острожного. К юбилею экспозиция местного архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня» пополнилась амбаром.

 

Кто ищет – тот всегда найдет

Старинная деревня, словно сошедшая со страниц исторических романов о покорении казаками Сибири, органично вписана в лесной ландшафт. На площади в 35 гектаров расположились башня Братского острога, Михайло-Архангельская церковь, крестьянские усадьбы. Бережно перевезенные в 1970-е годы, ныне они последние, кто застал населенные пункты, исчезнувшие с карт области.

– Считалось, что Братский район, как и соседние, перестал быть интересным в плане деревянного зодчества с момента затопления Братского, Усть-Илимского водохранилищ. Самое интересное осталось там, в зоне затопления, – рассказывает Максим Глушенко. – А как выяснилось, у нас порядка 13 деревень, которые сохранились. Они были основаны до революции, остались на своих исторических местах.

В своей работе по воссозданию быта прошлых лет сотрудники музея «Ангарская деревня» часто сталкиваются с трудностью сохранения подлинников. К использованию новодела стараются прибегать только в крайнем случае. Тем не менее долгое время стоял вопрос по установке в экспозицию зимовья, которое никак не могли отыскать. Даже начали перестраивать один из амбаров, но улыбнулась удача: к Глушенко обратился охотник из Усть-Илимского района, сказал, что есть интересное зимовье.

– Сам охотник говорил, что оно годов сороковых-пятидесятых, а оказалось – намного старше: предварительно 1900 года. В нем много архаичных элементов, которые даже для начала XX века были анахронизмами. Уже после этого находили зимовья. Фото смотрел старые, это зимовье, которое теперь у нас, оказалось самое интересное, – отмечает замдиректора музея.

 

 

К перевозке и восстановлению зимовья подключились добровольцы. Потребовалось почти три месяца, чтобы собрать избушку заново. Именно на ней команда музейных плотников пробовала свои силы по реставрации и замене утраченных элементов. Методические материалы по реконструкции объектов деревянного зодчества предоставили сотрудники музея-заповедника «Кижи» (Карелия).

Как говорит наш собеседник, важно было отработать технологию, чтобы двигаться дальше, браться за новые объекты. Следующим на этапе «переселения» в музей должен стать амбар из села Ключи-Булак, обнаруженный Максимом Глушенко во время этнографической экспедиции в 2014 году.

 

По сусекам поскребли, по амбару помели

Хозяин крестьянской усадьбы в Ключи-Булаке Сергей Шадрин получил ее в наследство от родственников по отцовской линии, живших в этих местах 300 лет. Все годы он бдительно следил за тем, чтобы дом и амбар не сожгли бездомные, категорически отказывался продать на доски для гаража.

– Это же память все-таки. Свое прошлое надо знать маленько. Я думал, может, жизнь изменится, повернется в сторону сельского хозяйства, кто-то из детей останется. У нас старики помирают, а бездомные переселяются в эти дома, а потом сжигают. То одно, то второе разберут. Ходил, смотрел за амбаром. Максим Александрович обратил внимание на эти постройки, мы созвонились, поговорили. Сказал: забирайте. Благое дело, – говорит Сергей Шадрин.

С середины лета подбирался день, когда добровольцы могли подойти, и спонсор мог выделить технику. Путь предстоял неблизкий – в одну сторону два часа, на обратном пути – ценный груз.

Среди отозвавшихся на просьбу музея помочь в перевозке амбара были казаки Ангаро-Ленского окружного казачьего общества. Люди опытные – зимой помогали транспортировать и восстанавливать зимовье.

– Здорово прикоснуться к старине, увидеть своими глазами, сохранить память для наших ребятишек. Время идет, состояние этих памятников архитектуры с каждым годом ухудшается. Сложно переоценить важность музея: там и острог стоит, отсюда шли экспедиции на Дальний Восток. В «Ангарской деревне» проходят многие городские мероприятия: Троица, День Братска-острожного, городской праздник «Семейный разгуляй», – делится Евгений Фоос, атаман Ангаро-Ленского ОКО.

Несмотря на небольшой объем повреждений амбара, плотникам предстоит много кропотливой и тонкой работы. Этого требует конструкция, где все бревна плотно подгоняются друг к другу, чтобы не подпустить к запасам вредителей.

 

Главный враг – время

В Ключи-Булаке есть амбар постарше – 1840-х годов, но совсем сгнивший. У его «младшего брата» заменить требуется лишь нижние венцы и всего один угол. У хранилищ одинаковая конструкция: низкая крыша, бревенчатая обрешетка для удержания «кровли» – лиственничной коры, а также защита от воров, маленькая амбарная камера – не для хранения запасов, а для сна не только в летнее время, но и весной, осенью. Максим Глушенко предположил, что такими были все амбары первой половины XIX века в регионе.

 

 

По его словам, разнообразие деревянного зодчества было всегда, но, к сожалению, музеи не могут или не успевают зафиксировать все, не хватает оборудования и людей.

– Ценность представляют именно подлинники. Благодаря им мы можем изъять информацию, которая была недоступна исследователям еще лет сорок назад, когда строили «Ангарскую деревню». Сейчас определяем точную дату постройки, когда срубили дерево – по следам, оставленным на древесине, технологию возведения и время сооружения. Может быть, некоторые бревна были изъяты из другой постройки. Наши потомки будут получать из подлинников еще больше интересной информации. Но сколько до них дойдет памятников? Запас прочности иссякает, а те постройки, что используются, активно переделываются. Они теряют свою ценность, – подводит итог Максим Глушенко.

Реставрация амбара из Ключи-Булака завершится летом 2022 года. Он станет частью крестьянской усадьбы, для которой в «Ангарскую деревню» перенесут дом из деревни Анчирикова.