Анатолий Цеп: В оркестре ребенок учится взаимодействовать, жить в коллективе

Интерес к духовой музыке растет

44 творческих коллектива, более 500 исполнителей приняли участие во Всероссийском фестивале-конкурсе духового и инструментального исполнительства «Байкальские духовые Ассамблеи» в Иркутске. Об итогах и новинках фестиваля рассказывает Анатолий Цеп, председатель жюри, вице-президент ассоциации «Духового общества имени Валерия Халилова», заведующий отделением музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества.

 

Развитие жанра

– Насколько сегодня высок интерес к духовым оркестрам и к музыке, которую они исполняют?

– В нашей стране интерес к духовой музыке наблюдался всегда. В советское время духовые коллективы были во всех поселках, при домах культуры, в образовательных учреждениях. Но в 90-е годы эта работа прекратилась. Возрождение жанра в России началось с образованием «Духового общества имени Валерия Халилова» в 2016 году. Сейчас Государственный Народный Дом творчества проводит ряд фестивалей, собирает духовиков в грандиозные тысячные сводные оркестры. Они выступают на Мамаевом Кургане в Волгограде, Смоленске, Севастополе.

 

– Почему для проведения «Байкальских духовых Ассамблей» выбрали именно Иркутскую область?

– Предтечей Ассамблей стал фестиваль «Сибирские фанфары» в Братске, появившийся при поддержке заслуженного работника культуры РФ, директора ДШИ № 1 Татьяны Гаевской и большого подвижника духовой музыки Олега Матаева. Оттуда все пошло.

Теперь в Иркутске мы проводим «Байкальские духовые Ассамблеи». И это не только выступления, но и мастер-классы, круглые столы, направленные на развитие жанра.

Байкал – привлекательный бренд, и мы планируем сделать наши Ассамблеи международными. Нужно развиваться, взаимообогащаться через общение. В Иркутске живут удивительные люди, здесь развито духовое исполнительское искусство, здесь родился детский джаз.

Мы видим интерес и со стороны местных властей. Например, в нашем круглом столе участвовала зампред правительства Валентина Вобликова. Мы говорили о том, что симфонический духовой оркестр не может существовать без дирижеров, партитуры, инструментов.

 

Чистота интонации

– Как вы оцениваете уровень исполнительского искусства на Ассамблеях этого года?

– Уровень фестиваля был очень высоким, может быть, чуть не хватило звездности. Из-за пандемии часть выступлений мы прослушали онлайн, часть смотрели на видео. Целые оркестры не смогли приехать. Тем не менее география расширилась. Смог приехать оркестр из Донецкой Народной республики. Это подвижники из музыкальной школы № 1 им. Н. Леонтовича Донецка, наши коллеги и партнеры.

Приехали также музыканты из Красноярска, Читы, Новосибирска, Республики Бурятия. Уровень их довольно приличный. Много первых мест, Гран-при получил Борис Карякин, саксофонист из Красноярска, очень способный парень.

 

 

Прекрасно выступила флейтистка Полина Пожидаева из Детской школы искусств № 8 Иркутска. Была на высоте Иркутская детская музыкальная школа № 7.

Все благополучно и с уровнем оркестров, все они отличаются чистотой интонации. Удивил взрослый любительский оркестр из Тайшета. Отличное исполнительское мастерство продемонстрировал детский джазовый коллектив из Ангарска. Жаль, что не доехал оркестр из Братска.

 

– В чем отличия Ассамблей этого года? Случились какие-то открытия?

– Хочется отметить джазовый оркестр Юлии Барановой (ДМШ № 2 Красноярска). Это очень высокий уровень. Нас всех удивил музыкант из школы № 10 Новосибирска, баритонист. На медных инструментах сегодня мало кто играет так виртуозно, как он.

Отличия этого года в том, что в гала-концерте выступили члены жюри. Сергей Гершенович – художественный руководитель джаз-оркестра «Сибирский диксиленд» Новосибирской государственной филармонии, Евгений Никитин – музыкальный руководитель Московского фестиваля детских духовых оркестров «Спасская башня детям» и ваш покорный слуга.

А еще в этом году со сцены Ассамблей впервые прозвучал «Марш Байкала» с угадываемой темой «Славное море». Как видите, история духовых Ассамблей пишется уже сегодня.

 

Музыка – это часть жизни

– Трудно ли привлекать в оркестры молодежь?

– Духовой оркестр – место, где нужно трудиться, прикладывать особые усилия. На рояле играть легче, это темперированный инструмент. Специфика духового инструмента значительно сложнее в смысле звукоизвлечения.

Когда ребенок здорово играет, это поднимает дух всех исполнителей в оркестре, в этом отличие от индивидуального музицирования. В оркестре ребенок учится взаимодействовать, жить в коллективе.

Детей нужно увлечь, здесь важна роль наставника. Наше духовое сообщество проводит творческие музыкальные смены в лучших лагерях России – «Артеке», «Океане», «Орленке». В первый год в «Артек» приехало 600 участников духовых оркестров. И когда эти ребята возвращаются в свои маленькие города, их встречают как героев. Так весь город Курган встречал духовой оркестр «Академия» из села Лесниково.

 

– Какие проблемы сегодня стоят перед духовыми оркестрами?

– Кадровые в первую очередь. В 2009 году рухнула система подготовки дирижеров. Если раньше эту специализацию преподавали в средних специальных заведениях, то сегодня ее нет вообще. Кто-то постарался и создал огромную проблему для всей страны. Старые дирижеры, в основном военные, уходят, заменить их некем.

Существует и проблема репертуара. Есть марши, польки, вальсы. Прежде всего, известны военные духовые оркестры с патриотическим репертуаром. Это прекрасно, но у нас, в отличие от Запада, пишется мало духовой музыки.

 

– Вам хотелось бы что-то изменить в музыкальной жизни общества и в оркестрах духовых в частности?

– Музыка – это часть жизни. В 2007 году я побывал на  Всемирном музыкальном фестивале в городе Чикаго (США). В течение недели перед католическим Рождеством там нон-стоп с утра до вечера проходят концерты, презентации новых программ, методик. Там представлены все известные производители инструментов, все известные нотные издательства. Я понял – это тот путь развития музыки, к которому и нам нужно стремиться.