Приангарье и Бурятия провели тренировку по ликвидации ЧС
Учебная тревога
Полицейские машины с мигалками, спецтехника и люди в защитных костюмах. На границе Иркутской области и Республики Бурятия ликвидируют «очаг особо опасного заболевания – высокопатогенного гриппа птиц». К счастью, тревога учебная. Но чтобы проверить готовность служб и их взаимодействие во время ЧС, ситуацию максимально приблизили к реальной.
Падеж кур
На въезде в поселок Новоснежная Слюдянского района стоит шлагбаум со знаком «стоп». Движение разрешено только по одной линии. На дороге – толстый слой опилок, пропитанный дезинфицирующим составом. Сотрудники полиции проверяют у всех водителей документы. Люди, облаченные в защитные костюмы, обрабатывают из ранцевого распылителя колеса тех машин, которые въезжают в населенный пункт. А выезжающий из Новоснежной транспорт дезинфицируют полностью из специальной помпы. А еще досматривают: не вывозится ли домашняя птица или продукты? В случае обнаружения сотрудник Россельхознадзора тут же составляет протокол об административном правонарушении.
По легенде, накануне в нескольких личных подворьях поселка Новоснежная «произошел» падеж кур. Слюдянские ветврачи оперативно сообщили об этом в Службу ветеринарии Иркутской области. Ее специалисты в кратчайшие сроки провели эпизоотическое обследование дворов, где содержалась погибшая птица. Пробы биологического материала экстренно передали в Иркутскую межобластную ветеринарную лабораторию. Там подтвердили наличие опасной инфекции – высокопатогенный грипп птиц. После экстренного заседания КЧС на территории Слюдянского района ввели режим чрезвычайной ситуации. Поскольку поселок Новоснежная располагается в шаговой доступности от населенного пункта Выдрино Республики Бурятия, то в соседнем регионе установили режим повышенной готовности.
«Боевые» действия
Сразу после объявления учебной ЧС на въезде в Новоснежную с федеральной трассы и на дороге, ведущей к озеру Байкал, появились круглосуточные контрольно-пропускные пункты. С двух сторон пешеходного моста, соединяющего регионы, стоят ветеринарные посты. Здесь дежурные обрабатывают подошвы проходящих людей, велосипедные и мопедные камеры специальным дезраствором.
Тем временем в самой Новоснежной разворачиваются настоящие «боевые» действия. Здесь работает сводный противоэпизоотический отряд Службы ветеринарии Иркутской области, спецтехника, правоохранительные органы, бригады скорой медпомощи, Россельхознадзора и МЧС.
В поселке всего 230 дворов, в 54-х содержится домашняя птица. По легенде, чтобы «зараза» не распространилась, действовать надо оперативно. Все разделяются на группы и начинают подворовой обход потенциально опасных хозяйств.
– Чтобы не сеять панику среди населения, в группу помимо ветеринаров обязательно должны входить представители местной власти, – наставляет участников учений начальник отдела организации противоэпизоотических мероприятий, лечебной и лабораторной работы Службы ветеринарии Иркутской области Иван Мельцов. – Также по дворам должны ходить медработники. Не всякий воспримет новость об отчуждении птицы спокойно. Особенно это касается пожилых граждан.
Обход начинается с центральной улицы Ленина. Каждому владельцу глава местной администрации сообщает о «режиме ЧС» и предлагает подписать согласие на отчуждение птицы с условием выплаты компенсации. Дальше за дело берутся ветеринары. Они применяют специальные препараты для бескровного уничтожения кур, а после складывают тушки в особые непромокаемые мешки и тщательно их упаковывают. Пока проводится дезинфекция сельхозпостроек, сводная группа стучит в калитку следующего двора.
– Если действовать по цепочке, можно завершить обход в кратчайшие сроки, – отмечает Иван Мельцов. – Не менее важно начать работу и в соседних населенных пунктах. Туда одновременно должны выдвигаться мобильные бригады – представители местной и районной администраций, ветспециалисты и сотрудники Россельхознадзора. Их задача – провести не только подворовой осмотр домашней птицы, но и вакцинацию здоровых особей.
«Умерщвленных» кур вывозят за пределы поселка и уничтожают с помощью передвижного инсинератора. Это специальная герметично закрывающаяся печь с высокой температурой горения. Рядом с установкой дежурит пожарный расчет, чтобы держать ситуацию под контролем.
Тем временем в условном очаге заражения – дворе, где был зафиксирован первый падеж, продолжается масштабная дезинфекция. На входе соорудили барьер из пропитанных специальным раствором опилок. На заборе висит табличка «карантин», а во дворе работает установка ДУК-1 с системой подогрева раствора. Здесь же находится комплекс для дезинфекции одежды и инструментария, а также отдельный душ для специалистов. Поскольку работа ведется круглосуточно, во дворе сделали ветеринарный пост, где люди могут отдохнуть и перекусить. Он будет стоять до снятия карантина, пока все дезинфекционные меры не завершатся.
После учений оборудование сворачивают, машины уезжают, а ветеринары снимают защитные костюмы. Несмотря на то что за это время ни одна домашняя птица не пострадала, вместо куриных тушек были использованы муляжи, а дезраствор заменили обычной водой, ситуация получилась настолько реалистичной, что многие жители Новоснежной обеспокоились всерьез:
– Машины гудят, по улицам какие-то «космонавты» ходят… Может, действительно что-то случилось?
Разбор полетов
Как выяснилось позже, взволновались не только жители Приангарья. Подобные действия одновременно происходили и в соседней Бурятии. При въезде в Выдрино также установили контрольно-пропускной пункт, аналогичный Новоснежнинскому. Привлекли сотрудников полиции, МЧС, пожарной охраны и Республиканской службы ветеринарии.
Глава сельской администрации сделала объявление в соцсетях, организовала сход жителей поселка, вручила всем памятки, а после в составе группы начала подворовой осмотр для отчуждения оставшихся кур.
– Рекомендации по проведению учений были даны региональным ветслужбам Министерством сельского хозяйства России. Их цель – приобретение и совершенствование знаний и практических навыков при локализации и ликвидации очагов особо опасных болезней, – пояснил замруководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Сергей Грохотов. – Кроме того, такие учения позволяют провести ревизию спецтранспорта и оборудования.
Замруководителя Службы ветеринарии Иркутской области Иван Лобыцин подчеркнул, что сегодня в Приангарье сохраняется благополучие по гриппу птиц. Профилактикой опасной инфекции является работа птицеводческих хозяйств в режиме «закрытого типа», вакцинация домашней птицы на личных подворьях и мониторинговые исследования. По его словам, в ближайшее время в регионе планируется приобрести два мобильных инсинератора для сводного противоэпизоотического отряда.
Контролирующие органы отметили, что командно-штабные учения прошли без замечаний. Напомним, они состоялись впервые с 2012 года. В дальнейшем их планируется проводить ежегодно.