Как житель сибирской глубинки создал успешный бизнес на дикоросах
Подножные миллионы
Ни специального образования, ни опыта, зато огромное желание работать. Житель села Голуметь Черемховского района Артур Никулин открыл свое дело с нуля всего пять лет назад. А сегодня уже поставляет собственную продукцию не только во многие города Приангарья, но и в Москву с Санкт-Петербургом.
Раннее взросление
Голуметь – не только одно из красивейших сел региона, но и самое старинное. Датой его основания считается 1548 год. Уже к концу XVIII века оно было известно далеко за пределами Иркутской губернии. Практически все купцы, которые жили в селе, имели свои лавки в Иркутске, завозили товары и продавали их и монгольским купцам, и в столицу.
В советское время Голуметь тоже не растеряла своей славы. Здесь работал совхоз «Голуметский»: фермы, пахотные земли, лесозаготовительный участок, зверопромхоз, где занимались пушниной, заготовкой ягод, грибов и орехов. Успешно функционировали маслозавод и кирпичный завод. После перестройки от былой налаженной жизни не осталось и следа. Молодежь старалась после школы уехать в города. Но Артур Никулин не мог бросить семью. К тому же, признается, всегда был патриотом своей малой родины.
– Я проучился в школе всего девять классов. В 90-е было очень сложно с деньгами, а мне приходилось кормить маму и младшую сестренку, – рассказывает он. – Отец у нас рано умер, осталось четверо детей. Старшая сестра и брат в то время уже жили своими семьями, а я остался дома, взяв на себя отцовские обязанности.
Чтобы хоть как-то заработать, Артур брался за любое дело. Собирал ягоды, грибы, орехи, которые сдавал перекупщикам. А в неполные 16 лет впервые надолго ушел в тайгу на заготовку папоротника.
– Стояли мы в лесном массиве, недалеко от поселка Онот, получилось так, что с товарищем заблудились на сутки. Ох и натерпелись же тогда страхов! – вспоминает он. – Всего боялись: вдруг медведь выскочит или стая волков налетит. Ночь ходили по тайге, пока не вышли к речке. Развели костерок и спали на земле по очереди.
Через несколько дней он заблудился снова, но уже один. Пошел нарубить серы и вновь проплутал сутки. Но, признается, что уже не испугался, а наоборот, заинтересовался тайгой.
– Помню, старшие сидят у костра и разговаривают: я туда могу сходить, а я туда. Стало интересно, как в лесу можно ходить между деревьев и бурелома и не блудить? – говорит Артур.
В 2005-м его призвали на срочную службу. После армии, через два года, первое, что он сделал, это ушел в тайгу. Уехал в ноябре, вернулся в апреле. С тех пор больше не мыслил себя без «зеленого моря». Зимой занимался охотой, с весны до осени – заготовкой дикоросов.
Предпринимательская жилка
Но вскоре в холостяцкую размеренную жизнь Артура вмешалась любовь. Сразу после свадьбы с Юлей они переехали жить в Черемхово, потому что молодая супруга тогда училась в педучилище. Сняли квартиру, и Артур принялся искать работу в городе. Устроился торговым представителем, быстро дорос до руководящей должности. А еще через некоторое время его осенило: опыт заготовок у него есть, опыт продаж – тоже, тайгу он знает и любит, почему бы не попробовать открыть собственное дело, ведь деньги-то, считай, лежат под ногами! В отличие от китайских опят, выращенных на гидропонике, сибирские грибы – просто кладезь витаминов и микроэлементов. А если заняться еще и переработкой, то дело наверняка получится прибыльным! Как только Юлия получила диплом, семья сразу вернулась обратно в Голуметь, чтобы воплощать в жизнь задумки Артура.
Однако создать успешный бизнес оказалось не так-то просто, как мнилось вначале.
– Собралось тогда нас пять человек, и поехали мы собирать сосновую почку. Опыта совсем не было, сосновые почки никогда не готовили, – припоминает Артур. – Сколько тогда ее заготовили, и сколько я туда вложил денег, конечно, уже и не помню. Но все сырье у нас сгорело, и мы выкинули его на свалку. В итоге я ушел «в минус».
Но начинающий предприниматель не впал в уныние и не опустил руки, а начал анализировать: почему так произошло? И докопался до истины – не была соблюдена технология заготовки. На следующий сезон они опять поехали в тайгу, учтя прошлогодние ошибки. И пусть кое-что все равно пропало, но большая часть сырья осталась, и Артур в итоге хоть и не смог получить большого заработка, зато отбил все затраты.
Сегодня предприниматель только одной ягоды заготавливает за сезон порядка 100 тонн. А еще собирает иван-чай, папоротник, черемшу, кедровую шишку, грибы. Замороженную облепиху, чернику, клюкву, жимолость, бруснику и сушеную черемуху отправляют в Москву и Санкт-Петербург, но большую часть дикоросов стараются перерабатывать.
Связь времен
Вскоре Артур придумал свой брэнд и расширил ассортимент. Какое-то время отдавал сырье на переработку в Шелехов, но затем пришел к необходимости открыть собственное производство, чтобы полностью контролировать качество продукции и технологический процесс переработки. К тому же из-за постоянно увеличивающихся объемов у предпринимателя возникло опасение, что партнеры с ним не справятся, и в итоге он подведет своих поставщиков.
Совсем скоро продукция, включающая морсы, варенья, соленый папоротник и различные салаты с грибами будет производиться прямо в Голумети. Со дня на день в селе открывается современный цех. Одно из зданий бывшего совхоза уже полностью отремонтировано и огорожено. Закуплено и необходимое оборудование: варочные котлы, стерилизаторы, вакуумные машины, холодильники. Работать в цехе будут местные жители, поскольку Артур твердо намерен вдохнуть в село новую жизнь.
– Первые свои дикоросы мы брали возле горы Камчадал, которая расположена неподалеку от поселка Онот. В советское время там был рабочий поселок с аналогичным названием. Его сейчас нет, кругом шумит тайга, а я решил это название сохранить, поэтому и придумал такой брэнд, – делится предприниматель.
В ближайших планах 34-летнего бизнесмена – изготовление джемов, заготовка березового сока, ягод и кедровых орешков в меду, ведь Артур также увлекается пчеловодством. А еще он собирается заняться производством вяленого дикого мяса и тушенки, поскольку заядлый охотник.
Чтобы не пускать в тайгу браконьеров, поддерживать в лесу порядок и контролировать добычу диких животных, он даже устроился производственным инспектором в охотугодьях АО «Иркутскзверопром». Есть, говорит, у него в голове и уникальные рецепты для эксклюзивной продукции, ведь в старинном селе их сохранилось немало. Но это уже совсем другая история.
Фото из архива Артура Никулина