Они зовут меня папой
Главный герой известного фильма «Пацаны» говорит: «У каждого пацана должен быть мужик, которому он мог бы сказать «ты». Хорошо, если это отец. А если его нет?». Усольчанин Игорь Рябцев стал приемным отцом для десятков трудных подростков и выправил не одну мальчишескую судьбу.
Кто-то должен
Предпринимателю Игорю Рябцеву 50 лет. В его семье под опекой живут семеро неблагополучных парней в возрасте от 11 до 19 лет. Но по факту дом Рябцева открыт для всех его бывших подопечных. 47 парней и подростков называют его папой.
У Игоря Михайловича двое своих сыновей. Старший сын живет отдельно. Решение стать приемным отцом было осознанным.
– Почему именно трудные подростки?
– Кто-то должен ими заниматься, – пожимает плечами мужчина.
В начале 2016 года Рябцев взял на воспитание первого трудного ребенка. Легких приемышей у него никогда не было, сплошь отказники – коррекционные, у которых были проблемы с законом. С помощью приемного отца каждый ребенок узнает, что такое настоящая семья, у него появляется чувство родного дома.
Первый опекаемый Дима, 16-летний сирота, сильно запущенный в социальном плане наркоман, полностью игнорировал взрослых.
– Все перепробовал, уговаривал его, пугал, внушал. Отдал Димку в спорт – на бои без правил. Не сразу, но дело пошло, – вспоминает Игорь Михайлович.
И парень выправился. Сейчас Дима живет в городе Зима, работает в строительной отрасли и не забывает приемного отца.
Я по тебе скучаю!
Игорь Михайлович работает с Иркутским центром помощи семье и детям, Усольским реабилитационным центром для несовершеннолетних, местным Советом отцов.
– У меня был папа, человек, которому я доверял. Он меня учил всему, – вспоминает Рябцев. – У этих же детей вообще никого нет, я для них – мама, отец, друг. Они все зовут меня папой.
Все дети учатся в школе, училище, техникуме. Игорь Михайлович с гордостью рассказывает о каждом воспитаннике. Вот 22-летний Алеша, парень с инвалидностью и букетом заболеваний. Трудом и заботой приемный отец добился, чтобы Алеша выучился на сварщика и стал востребованным специалистом.
Другой пример – Максим, сирота из поселка Хазан Зиминского района. Когда попал в приемную семью, был забитым ребенком до вечных слез. Но при этом талантливый. Игорь стал развивать у него творческие способности, определив его в музыкальную студию при городском Дворце культуры. И Максим расцвел. Сегодня ему 21 год. Парень с прекрасными вокальными данными поет в ресторане, выступает на разных мероприятиях и вполне себе неплохо зарабатывает.
С ребятами, ушедшими в «самостоятельное плавание», Рябцев общается, поддерживает отношения. Приемный сын Сережа, уроженец Нижнеудинска, тоже был шалопаем со стажем. Много душевных сил потратил на него Игорь. А теперь Сергей работает в ресторанном бизнесе. Звонит из Санкт-Петербурга и, не стесняясь, кричит в трубку: «Папа, я по тебе скучаю!»
В его практике случилась только одна неудача. Но большинство его пацанов выправились, стали учиться в школе, получили профессии, теперь сами строят свое будущее.
Как это работает?
Семья живет в большом собственном доме Игоря Михайловича, у всех есть обязанности. Парней отец приучает к порядку, умению следить за собой.
– Это не детский дом, тут нянек нет. Конфликты и обиды бывают. У нас принцип – нет сильного или слабого. Все равны. Конфликты стараемся проговорить, решить миром. Чтобы никто никого не боялся, все друг друга уважали. Я руку на парней поднять не имею права. Материться и то нельзя – непедагогично, – делится опытом Игорь Михайлович.
В семье есть своя система поощрения. Наказывают домочадцев исключительно словом. Каждый месяц парни, замеченные ранее в пагубных пристрастиях, сдают тесты на наркотики.
Чтобы оторвать ребят от плохих привычек, Рябцев каждую неделю возит их в Ангарск, где на стадионе «Ермак» разыгрываются хоккейные ледовые баталии с участием профессионалов. Надев форму и коньки, пацаны как-то естественно начинают позитивно мыслить. С ними вместе играет отец.
Парни также занимаются боксом, теннисом, футболом. Семья мечтает создать собственную хоккейную команду. В этом году при поддержке Совета отцов начала строить спортивный корт.
А еще Игорь Михайлович купил маршрутный автобус, ребята полюбили путешествовать.
– Моя задача – не только одеть и накормить всех, но чему-то научить, к делу пристроить. И если уж не довести до института, хотя бы обучить рабочим профессиям, которые сегодня на вес золота, – продолжает приемный отец.
У папы-предпринимателя ребята учатся кузнечному делу в цехе холодной ковки, изучают производство тротуарной плитки, автодело. И зачастую эти ремесла становится их будущей профессией.
Старшим воспитанникам Рябцев помогает решать вопросы трудоустройства, оформления документов. Сам крепко стоящий на ногах, он учит парней базовым знаниям – умению держать слово, жить правильно и честно.
О личной жизни
Рябцев ни у кого ни о чем не просит, мечтает лишь, чтобы в городе было больше спортивных площадок, секций и кружков для подростков.
Личной жизни у мужчины нет.
– Какая женщина согласится жить в подобии казармы? Приходится чем-то жертвовать. Зато парней на ноги поставлю, – размышляет он. – Они мне силы придают. Взять тот же хоккей. Я лет 30 не стоял на коньках. Но выглядеть слабаком на льду не имею права, с меня берут пример.
Посидеть с мужскими компаниями тоже не удается. Даже любимый праздник – День пограничника – соратники давно празднуют без него: большую семью нельзя оставить без присмотра.
Когда Игорь Михайлович по предпринимательским делам мотается в Иркутск или Красноярск, телефон не умолкает – каждый пацан звонит: «Пап, осторожней в дороге…»
– Все дети всегда будут со мной, – говорит Рябцев. – Столько сил потрачено, чтоб оторвать их от подвалов и вокзалов. Но теперь у меня большая семья, и я счастлив.
Комментарий
Ольга ЛАТКИНА, консультант отдела опеки Управления социальной защиты Усолья-Сибирского:
– Дети в опекаемой семье трудные – наркозависимые, правонарушители, за которыми числятся приводы в полицию. Кто-то бродяжничал, не учился. Чтобы не отправлять их в госучреждения, устраиваем в приемные семьи, где идет социальная адаптация ребенка. Игорь Михайлович стал детям отцом и другом. Мы проводим акты обследований в семье, и дети говорят: «Жизнь прошлая и настоящая – это небо и земля». Отец общается с классными руководителями мальчишек, приходит на уроки, следит за успеваемостью. И мы видим положительную динамику, снимая детей с учета по неблагополучию.
Максим ПЕТРОВ, руководитель ассоциации Советов отцов Иркутской области:
– Для меня было потрясением, когда я узнал про Игоря Рябцева. Он тихо воспитывал приемных детей, в том числе и трудных, не рассказывая на каждом углу о том, что делает. По возможности со своим парнями участвует в социальной жизни города. Мы стараемся поддерживать эту семью, привлекать к нашим массовым мероприятиям. Планируем, что она и дальше будет участвовать в наших проектах по наставничеству и безопасности детства, спортивных соревнованиях.
Фото: архив Игоря Рябцева