Школа в одну смену: требуются нестандартные решения
В Иркутске и Иркутском районе остро стоит проблема с переполненностью школ. Программа по их строительству в указанных территориях запущена, но и она уже отстает от потребностей. Что поможет решить проблему на долгосрочную перспективу? Когда школы области перейдут на односменный режим? Эту тему обсудили участники Общественного совета при Законодательном Собрании Иркутской области.
Сверх норматива
Накануне заседания спикер регионального парламента Александр Ведерников с коллегами и председателем Общественного совета Алексеем Соболем проверили наполняемость учебных заведений в Иркутске и Иркутском районе.
Школа в поселке Молодежный, построенная в 2018 году по федеральной целевой программе «Большая перемена», переполнена практически вдвое. В здании, рассчитанном на 1275 учеников в одну смену, учатся 2164 ребенка. Есть острая потребность в новых школах в селе Оек, в микрорайонах Березовый (п. Маркова) и Западный (с. Хомутово).
Иркутской школе № 32 в будущем году исполнится 50 лет. В ней, превышая все нормативы, учится свыше 1200 детей, организовать работу в одну смену невозможно. И таких примеров в областном центре много.
Иркутск и Иркутский район застраиваются динамично, но соцсфера сильно отстает от темпов строительства жилья в условиях массовой миграции населения.
Начальник управления образования Иркутского района Роман Зарипов в своем выступлении рассказал, что за последний год в школы района пришли более 2300 новых детей. Между тем за последние пять лет была построена только одна школа – в микрорайоне Луговое. В районе есть школы, где создано 10 классов только для первоклассников.
Заместитель мэра – председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Виталий Барышников проинформировал о ситуации в областном центре. В школах обучаются 85,5 тыс. детей, из них 39,9 тыс. – в одну смену. Даже строительство новых объектов с учетом пристроев не решит проблему переполненности образовательных учреждений.
Образовательные аспекты
Выступая на Общественном совете, министр образования региона Максим Парфенов рассказал, что в Приангарье работают 884 школы, которые посещают свыше 340 тыс. детей. 72,5% из них обучаются в две смены. С 2018 года занятия в третью смену не проводятся. Увеличение количества занятий во вторую смену связано с пандемийными ограничениями.
В Иркутском районе из 41 школы в одну смену работают 17. Только в пяти иркутских школах образовательный процесс проходит в одну смену. В две смены обучаются 34 тыс. детей, что составляет 41% от общего числа учеников.
– Сейчас строятся новые школы в Иркутске, Тулуне, Мамакане, Баяндае, Голоустном, Бирюсинске. Девять школ будут введены в эксплуатацию до конца года. Три школы в Иркутске получат субсидии из федерального бюджета на строительство новых зданий, – отчитался министр.
Для решения проблемы глава ведомства предложил создавать образовательные центры и использовать потенциал учреждений среднего и профессионального образования.
На заседании обсуждались самые разные аспекты школьной жизни. В частности, министра спросили о переходе на пятидневный режим обучения.
– Иркутская школа № 19, несмотря на переполненность, перешла на обучение в пять дней. Мы следим за этим экспериментом. Необходимо прежде пересмотреть рабочую программу, а уже потом вводить пятидневку. Инициативу мы готовы поддержать, – заверил министр.
Представителю ведомства также задали вопрос по кадровому обеспечению и учительским зарплатам.
– Кадры нужны для новых школ. Проблема для Иркутска актуальна, мы с ней справляемся. Что касается оплаты, она не снизится с переходом на односменный режим работы, – успокоил Максим Парфенов. Он отметил также, что третий год в регионе уменьшается численность дошкольников. В этом году в школы области пришло на 400 первоклассников меньше.
– Будет ли развитие дополнительного образования в школах после перехода на односменный режим работы? – поинтересовалась председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова.
Также с мест поступили вопросы: будут ли востребованы построенные школы в новых демографических условиях?
– Пустовать новые школы не будут. В них могут появиться музыкальные, школы искусств. Темпы роста строительства отстают от прироста школьников. В Иркутском районе 15 тыс. детей на подвозе! Школы превращаются в автобазы. С учетом качества дорог – еще и в автомастерские, – прокомментировал Александр Ведерников.
– Возможно ли создание интернатов при школах? – спросила председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Ольга Безродных. Депутат привела в пример школу в селе Зулумай Зиминского района, где учатся 30 учеников. На учебу они каждый день добираются по бездорожью.
Ирина Синцова однозначно высказалась за сохранение малокомплектных сельских школ, которые обязательно закроются, если дети будут проживать в интернатах.
– В территориях нужно повсеместно улучшать качество жизни, поэтому необходимо сохранять школы в малых территориях, – уверена парламентарий.
Не бояться нового
По итогам совещания Александр Ведерников отметил, для перехода образовательных учреждений на односменный режим работы потребуются нестандартные решения.
– Задачу перевести школы на односменный режим поставил президент России Владимир Путин. Мы не сможем выполнить эту задачу, если будем решать проблему нехватки мест прежними методами. В некоторых населенных пунктах региона сейчас ситуация близка к коллапсу. Надо изучать опыт других регионов, привлекать к проблеме внимание исполнительной власти. Задача привлечения федеральных средств на строительство школ и детских садов в Иркутской области остается актуальной. Параллельно нужно посмотреть практику привлечения частных инвестиций в строительство социальных объектов. Необходимо изучить тему целевых облигационных займов. Возможно, это будут наиболее эффективные и менее затратные для областного бюджета механизмы, – прокомментировал Александр Ведерников.
Спикер обратил внимание коллег на опыт Челябинской области. В регионе идет строительство школ через новый финансовый инструмент – выпуск инфраструктурных облигаций. Если эта схема будет изучена и применима при строительстве школ, ее распространение можно будет использовать при строительстве других социальных объектов, уточнил спикер.
Ирина Синцова подчеркнула, что нужно обратить особое внимание на обеспечение учреждений кадрами, на механизмы их подготовки. Александр Ведерников пообещал, что депутаты посетят педагогический колледж, чтобы увидеть, в каких условиях идет подготовка будущих педагогов.