«Уроки цифры» для иркутских школьников

Столица Приангарья приняла участие во всероссийской образовательной акции «Урок цифры» по теме «Искусственный интеллект в образовании». Старшеклассники иркутской школы № 14 от управляющего Иркутским отделением Сбербанка Юлии Кальвиной узнали, какие навыки и компетенции будут востребованы в обозримом будущем.

«Урок цифры» проходит в регионах России с 2019 года, образовательная акция реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», его задачей являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки, которые проводят профессионалы-практики из различных сфер экономики, помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Содержание и программа «Урока цифры» в этом году разработаны Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

 

Глобальная цифровизация

Электронные расписания и дневники, интерактивные доски, поисковые системы и онлайн-курсы, которые школьники используют при подготовке к урокам. Все это элементы цифровизации учебного процесса.

И в быту человек уже не может обойтись без интернета: заказ продуктов, лекарств, одежды через приложения – теперь обычное дело. И даже общение людей сегодня в основном происходит именно в виртуальной сети.

Что еще совсем недавно казалось фантастикой в различных отраслях экономики, теперь тоже реальность. В сельском хозяйстве успешно применяются дроны, в здравоохранении – телемедицина, голосовые ассистенты доктора, в транспорте – беспилотные автомобили, а в финансовом секторе – индивидуальные персонифицированные предложения, которые идут через «цифру». Раньше, например, каждый человек при совершении покупки или оплате услуги пользовался наличными, а сейчас даже банковскую карту носить с собой уже не надо, достаточно иметь под рукой сотовый телефон с подключенным сервисом «Сбербанк Онлайн». Эта опция доступна и детям от семи лет, для которых создано приложение «СберKids».

– Эксперты рынка труда прогнозируют, что сегодняшние школьники будут работать по профессиям, которых пока даже нет в природе. Уже к 2022 году возникнет 133 млн новых специальностей, – обратила внимание Юлия Кальвина. – 60–70 лет – такой будет продолжительность карьеры человека в будущем. Это произойдет благодаря тому, что цифровые технологии значительно облегчат труд людей.

Юлия Кальвина на практических примерах рассказала школьникам, как в настоящее время происходит интенсивное развитие искусственного интеллекта. В мире существует огромный запрос на IT-специалистов, которые смогут предлагать различные креативные решения. Причем цифровизация сегодня лидирует не только в точных науках, но и гуманитарных. Например, одной из самых востребованных специальностей в настоящее время является цифровая лингвистика, ведь перевод голосовой речи в «цифру» – невероятно сложный процесс. И студенты, обучающиеся по таким направлениям, будут чрезвычайно востребованы в будущем у работодателей.

 

Машина или человек?

Вместе с тем, по мнению управляющего Иркутским отделением Сбербанка, искусственный интеллект не может и не должен на 100% заменить человеческое мышление и общение.

– Раньше для получения кредита нашим клиентам нужно было прийти в банк, подать заявку, на следующий день подписать договор, прийти снять деньги. Что происходит сейчас? 70% наших клиентов оформляют кредит удаленно – через мобильное приложение, сотрудники в этом процессе никак не участвуют. В течение 15 минут с помощью системы искусственного интеллекта принимается решение и выдаются деньги. Отсюда можно предположить, что около 70% наших сотрудников, которые трудятся в офисах, уже не имеют той ценности, как пару лет назад. Но это не так. Многим нашим клиентам требуются разноплановые консультации в живом диалоге. Грамотный и опытный специалист вникнет в суть вопроса и оперативно подберет необходимые варианты его решения, – отметила Юлия Кальвина.

У иркутских школьников тема цифровизации вызвала большой интерес. Общаясь с топ-руководителем Сбербанка, многие соглашались, что и в учебе сейчас актуально комбинирование онлайн и офлайн-образования. Но для подростков оказалось важно, чтобы была возможность общения и работы в команде.

– Можно зацифровать любой процесс, но невозможно ничем заменить посещение школы и дружбу со сверстниками, – высказались школьники.

– Что же все-таки, по вашему мнению, искусственный интеллект: возможность или риски? – задает дискуссионный вопрос спикер.

– Жизнь в формате «Терминатора» нам пока не грозит, и это хорошо, а вот решать какие-то задачи для облегчения жизни – здорово! – считает Егор Чернигов. – С цифровыми технологиями можно заниматься рутинной работой, а больше времени, например, уделять творчеству.

– Я однозначно связываю свою жизнь с «цифрой», потому что идет глобальная компьютеризация, – высказывается еще один выпускник Егор Ковадло. – Сейчас уже не ценится обычное программирование, а ставится во главу угла креативность, умение. Я, например, собираюсь пойти в юриспруденцию, но считаю, что эта специальность тоже связана с цифровизацией. При принятии каких-либо важных решений искусственный интеллект поможет сотрудникам полиции обрабатывать данные с мест происшествий и избежать ошибок при проведении следственных мероприятий.

– Урок мне очень понравился, – поделилась впечатлениями Юлия Кустова. – Мне, как одной из самых активных участников дискуссии, подарили книгу «Искусственный интеллект на службе бизнеса», которая, надеюсь, поможет раскрыть эту интересную тему. Было бы здорово, если бы таких уроков у нас проводили больше.

 

Педагоги одобряют новый опыт

Учителям тоже понравился «Урок цифры». Они поддерживают возможность развивать такой опыт в дальнейшем.

– Я преподаю гуманитарные предметы, но цифровизация и информатизация тоже активно их коснулась, поскольку разбор исторических событий, социальных процессов, социализация ребенка напрямую связаны с современными технологиями, – говорит учитель истории и обществознания Заригто Рынчинов. – При помощи различных приложений и программ мы можем более детально и наглядно разбирать исторические события. Вместе с тем, не менее важно выявлять индивидуальность каждого ребенка, поэтому их социализация не менее актуальна.

По мнению директор школы Людмилы Тучковой, такие уроки не только интересны, но и чрезвычайно полезны.

– Чем больше профессионалов будет приходить в школу, чтобы делиться опытом своей работы, новыми идеями, перспективами развития, тем лучше это для ребят, – уверена она. – У выпускников сейчас сложный период – выбор пути, главное при этом – не ошибиться.

В заключение директор рассказала, что в начале учебного года в их школе был проведен опрос старшеклассников, чтобы выяснить, какие дополнительные занятия необходимо ввести, чтобы они пригодились им в дальнейшей жизни. Большинство ответило – уроки финансовой грамотности. Это значит, сотрудничество школы № 14 со Сбербанком будет продолжено.

– С момента запуска «Урок цифры» показал себя как эффективный инструмент цифровой грамотности для ребят и по праву завоевал любовь миллионов школьников и десятков тысяч учителей. Все тренажеры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план, согласно видению педагога, – подчеркнула Юлия Горячкина, заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики».

По итогам первой недели во всероссийской образовательной акции «Урок цифры» по теме «Искусственный интеллект в образовании» приняло участие уже более одного миллиона пользователей. По просьбам педагогов и участников со всей России проведение акции продлевается до 17 октября 2021 года.