Жизнь после наводнения
Контрольно-счетная палата представила комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Тимура Сагдеева результаты проверки использования бюджетных средств, выделенных на восстановление электросетевого комплекса в территориях, пострадавших от наводнения в 2019 году.
Нарушения на миллионы
Наводнение было признано ЧС федерального масштаба. Правительством РФ была утверждена программа по восстановлению жилья, социальных объектов, городской инфраструктуры и т.д. По словам заместителя председателя КСП Юлии Махтиной, источником финансирования работ по энергетическому комплексу был определен консолидированный бюджет Иркутской области. По данной части расходов КСП обратило внимание на отсутствие софинансирования из федерального бюджета.
– Потребность в средствах на реализацию мероприятий по восстановлению электрических сетей составляет около 1,2 млрд рублей. Такой объем бюджетных инвестиций является значительной нагрузкой для регионального бюджета, – отметила аудитор.
В ходе проверки были выявлены нарушения, в общей сложности более чем на 358 млн рублей. Проведенный аудиторами анализ показал излишние расходы. Один пример – проектирование сети электроснабжения в микрорайоне Березовая роща в городе Тулуне. Там было задумано застроить жилыми домами четыре земельных участка. Еще до принятия решения о выделении бюджетных средств Служба заказчика поспешила заключить контракт на проектирование сети электроснабжения. В процессе проведения проектных работ стало очевидно, что строительство будет осуществляться только на одном участке, остальные к застройке не планируются.
Кроме того, на аварийно-восстановительные работы в 2019–2020 годах администрации Тулуна были выделены межбюджетные трансферты в размере более чем в 49 млн рублей. В ходе проверки выяснилось, что часть денег потрачена на восстановление энергоснабжения ряда многоквартирных домов. Когда часть оборудования была смонтирована, а кабельная продукция оплачена, администрация приняла решение о расселении жильцов двух домов и отключении их от коммуникаций. Пришлось все установленное оборудование демонтировать.
– При проведенном нами осмотре выяснилось, что вместо предусмотренной консервации этих домов фактически происходит их демонтаж, – сообщила Юлия Махтина.
Вопросы к эффективности расходов
Претензии у КСП были и к использованию субсидий, выделенных Тулуну на техническое подсоединение к сетям двух садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). По словам Юлии Махтиной, в отчете, который был предоставлен в министерство жилищной политики и энергетики региона есть недостоверные сведения.
– Работы выполнены частично и с большими отклонениями от техусловий. В СНТ «Шахтер» вместо трансформаторной подстанции мощностью в 670 кВт установлена подстанция в 160 кВт. Та же история и в СНТ «Крутой яр», – сказала аудитор.
По мнению заместителя мэра Тулуна Андрея Нижегородцева, такой мощности пока достаточно.
– Как это достаточно? – возмутился Денис Шершнев, депутат областного парламента. – Извините, у нас есть правила технологического подсоединения, где прописаны мощности и сумма. Я сам присутствовал на совещании, где были определены сроки: 1 сентября 2020 года завершение полного объема работ, но они до сих пор не выполнены. А ведь предоплата была произведена в полном объеме. Кто несет за это персональную ответственность?
В своем отчете КСП обратила особое внимание на одно обстоятельство: все подряды на восстановление электрических сетей были переданы не областному предприятию Облкоммунэнерго, которое обслуживает большую часть Тулунского района, в значительной степени пострадавшего от паводка, а частной компании. Заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике Валерий Хайдуков попросил представителей службы заказчика объяснить, почему так произошло.
– Тем более что суммы контрактов значительные – 123 млн рублей. В итоге наше областное предприятие, которое мы пытаемся поддержать дотациями, не получило ни копейки. Более того, восстановленные сети были изъяты из ведения Облкоммунэнерго и переданы без проведения публичных торгов коммерческой организации. Я считаю, необходимо подключить прокуратуру к разбору этой ситуации, – подчеркнул парламентарий.
Его поддержал и Денис Шершнев:
– Произошло элементарное отчуждение областной собственности. Стоимость электрических сетей еще до паводка составляла порядка 30 млн рублей, столько же потратили на их восстановление. И собственность в 60 млн рублей мы безвозмездно отдаем в руки частнику. Это сделано умышленно или в силу некомпетентности? Надо разбираться. Прошу весь отчет КСП направить в правоохранительные органы.
По итогам рассмотрения отчета депутаты рекомендовали профильным министерствам, Службе заказчика Иркутской области, администрации города Тулуна принять меры по устранению выявленных нарушений, а также принято решение направить документы в прокуратуру Иркутской области для дачи правовой оценки. По словам председателя комиссии Тимура Сагдеева, ход устранения нарушений и работа соответствующих ведомств по этому направлению останется на контроле членов комиссии.
Также на заседании рассмотрели результаты проверки использования бюджетных средств, направленных на предоставление выплат гражданам, чье жилье было повреждено в результате наводнения 2019 года. В частности, проверялось использование средств, выделенных на проведение капитального ремонта жилых помещений. Как сообщил аудитор КСП Юрий Гамзулин, ни одно из соглашений о предоставлении выплаты не исполнено надлежащим образом. В том числе выявлено около двухсот случаев, когда капремонт не был подтвержден, и использование получателями социальных выплат имеет признаки нецелевого характера. Члены комиссии оставили на контроле устранение нарушений, выявленных аудиторами.