Какие дороги ведут на Байкал

Когда гравийные дороги в Приангарье уйдут в прошлое? Как повысить качество дорожно-строительных работ? И где найти хорошие кадры? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола «Опорная сеть дорог РФ: перспективы Иркутской области», который прошел в пресс-центре газеты «Областная».

 

Приоритеты до 2025 года

Сегодня в регионе насчитывается 30 тыс. км дорог федерального, регионального и местного значения. Из них только 30% – в нормативном состоянии. Остальные – гравийные и грунтовые.

 

 

– Губернатор поставил перед нами задачу перевести все дорожные объекты в асфальтобетонное покрытие. Для этого понадобится не один год, но концептуально мы знаем, куда идем, – отметил Максим Лобанов, министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.

По его словам, составлена опорная сеть, в которую вошли 27 дорожных объектов, включая все федеральные трассы и 15 участков региональных дорог, которые будут отремонтированы в приоритетном порядке. Министр подчеркнул, что выбор региональных объектов велся по трем основным признакам – интенсивность движения, соединение с административным центром и потенциал социально-экономического развития территории. Всего к 2025 году планируется привести в нормативное состояние 85% автомагистралей опорной сети, это 2,3 тыс. км. Заявка на федеральное финансирование уже защищена в Минтрансе России.

Отдельно министр остановился на результатах нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Выявляемые в ходе проверок недостатки, по его словам, связаны с подходом к планированию. Много вопросов по ремонту Академического моста, где качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. При этом условия в контракте по нему прописаны недостаточно четко.

– Большая работа ведется по исполнению подрядчиками гарантийных обязательств. К примеру, в областном центре много нареканий к ранее выполненным объектам. Но на уровне министерства в дальнейшем мы будем помогать Иркутску, направлять его в планировании, качестве и выборе подрядчиков. Мэр Руслан Болотов уже заверил, что будет изменен подход к контрактации объектов. Подрядчиков будут определять через конкурсы, а не аукционы, – сказал Максим Лобанов.

О текущей ситуации на федеральных трассах сообщил замруководителя ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Сергей Сунгатулин. Масштабные работы ведутся на обходах Усолья-Сибирского, Тулюшки, Чистых Ключей. Дорожные объекты будут закончены в 2024 году.

– С первого года исполнения нацпроекта БКАД мы курируем его на территории региона, осуществляем контроль за исполнением федерального финансирования. Все замечания вносятся в программу «Эталон», – сказал Сергей Сунгатулин.

 

Километры опорной сети

Про объекты регионального значения, которые включены в опорную сеть, на круглом столе рассказала Юлия Гордина, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». В частности, речь идет про дороги Тайшет – Чуна – Братск, Братск – Усть-Илимск. По ее словам, они характеризуются как центры притяжения к крупным городам и градообразующим предприятиям. Этим критериям также соответствуют трассы Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово, Иркутск – Оса – Усть-Уда, Иркутск – Листвянка, где, в частности, в 2022 году будет отремонтирован участок с 42 по 52 км. А к 2023 году в нормативное состояние приведут автодорогу Иркутск – Большое Голоустное. Особое внимание правительство региона уделяет программе «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой дорожное строительство ведется в Аларском и Нукутском районах.

 

 

Ключевым направлением Юлия Гордина назвала развитие транспортной инфраструктуры вокруг озера Байкал. Долгое время из-за жесткого природоохранного законодательства капремонт здесь был практически нерешаемой задачей. Из-за этого не могли выполнить поручение главы государства по приведению в нормативное состояние дорог на острове Ольхон.

– Когда мы готовили документацию для капитального ремонта первого участка дороги на Ольхоне, то научились правильно действовать. Теперь без особых проблем получаем согласования в Прибайкальском нацпарке и в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Это позволит нам привести дороги на Байкале в нормативное состояние, – сказала Юлия Гордина.

На острове Ольхон по нацпроекту БКАД уже идет капитальный ремонт пяти километров на въезде в село Хужир. В следующем году его заасфальтируют. Также в 2022 году начнется капитальный ремонт дороги в самом населенном пункте. В ближайшее время будет получено положительное заключение государственной экспертизы для капремонта пятикилометрового участка Хужир – Харанцы и самого большого отрезка пути на Ольхоне. Его длина более 29 км – от причала парома до въезда в село Хужир.

В южной части Байкала завершается проектирование реконструкции участка Байкальского тракта – с 21-го по 29-й километр. Он тоже находится на особо охраняемой природной территории. Также в следующем году продолжится ремонт Байкальского тракта. Подрядчик приведет в нормативное состояние участок с 42-го по 52-й км. В этом году завершается ремонт участка с 32-го по 42-й км.

По территории Прибайкальского нацпарка проходит часть автодороги Иркутск – Большое Голоустное. По нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» там сейчас идет капитальный ремонт участка с 85-го по 98-й км, в следующем году приведут в порядок завершающий отрезок этой трассы с 98-го по 114-й км.

Также Юлия Гордина сообщила, что правительство региона заключило соглашение с компанией «Газпром» по восстановлению дорог после прохождения строительства газопровода «Сила Сибири». Сегодня отмечается высокая интенсивность движения на дороге Усть-Кут – Уоян, что влияет на ее состояние.

 

Время вернуть престиж профессии

Президент Союза дорожников Иркутской области Николай Хиценко поднял тему дефицита квалифицированных кадров в отрасли. Региону требуются проектировщики, инженеры, техники, строители.

– В ИРНИТУ огромной популярностью среди выпускников школ пользуются специальности в нефтегазовой отрасли. А по дорожному направлению недобор студентов. Почему? Одна из веских причин – низкий уровень заработной платы. Вуз готов увеличить число бюджетных мест для подготовки дорожников. Нам необходимо как можно скорее вернуть престиж профессии, – подчеркнул Николай Хиценко.

Его поддержала генеральный директор проектной компании АО МК «Индор» Людмила Суслова. Она отметила, что одна из причин низкой оплаты труда специалистов в дорожной сфере связана с большой разницей между проектной сметой и рыночной стоимостью материалов.

– Бедственное положение с кадрами объясняется в том числе и тем, что подрядчикам нечем платить зарплату хорошим специалистам. У нас огромный дефицит геодезистов, геологов и т.д. Всех толковых работников забирают нефтегазовые компании. Пока не будет найдено решение по компенсации разницы проектной стоимости и реальных затрат по дорожному строительству, а стройматериалы в цене возросли многократно, невозможно говорить о качестве выполняемых работ при строительстве и ремонте дорог, – поделилась своим мнением Людмила Суслова.

Максим Лобанов согласился, что вопросы ценообразования актуальны. По его словам, уже на этапе проектирования следует учитывать наличие доступности стройматериалов к объекту.

– Например, прежде чем начинать проектирование той или иной дороги, важно определить, есть ли поблизости карьер, не находится ли он в природоохранной зоне. Такую работу мы уже проводим совместно с министерством природных ресурсов и экологии, – сообщил министр.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо повышать престиж профессии работников дорожной отрасли. Также они обратили внимание, что важно сохранять преемственность в объектах строительства. Чтобы любой начатый объект был доведен до конца и сдан в эксплуатацию.