На финише судоходного сезона

Пренебрежение правилами безопасности стало основной причиной происшествий с людьми на воде. Всего за навигационный период 2021 года на водных объектах Иркутской области зафиксировано 1400 правонарушений. Чаще всего это отсутствие на судах спасательных жилетов.

Цифра:

За навигацию на водных объектах Иркутской области погибли 19 человек

 

Снизить скорость

В эту навигацию на водоемах Прибайкалья не было происшествий с пострадавшими людьми на пассажирских судах. А вот с лодками такие ЧП случались. В результате инцидентов 11 человек погибли из-за опрокидывания лодок, еще восемь упали с них и утонули. Так, 10 октября в заливе Тангуй Братского водохранилища жизни лишились трое мужчин. Они отправились за ягодами на моторке без спасательных жилетов. Тела погибших обнаружили в воде местные жители. В обстоятельствах произошедшего разбираются полицейские. А сотрудники государственной инспекции по маломерным судам напоминают о правилах безопасности.

– Анализ показал, что происшествия на воде случаются в результате пренебрежения элементарными правилами безопасности. Это управление судном в нетрезвом состоянии, отсутствие на судоводителях и пассажирах спасательных жилетов и выход на акваторию в неблагоприятных погодных условиях при плохой видимости, – сообщил начальник Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Иркутской области Александр Козлов.

Спасательное ведомство подготовило и направило в министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области предложения по изменению правил пользования водными объектами. В частности, ГУ МЧС просит установить максимальную скорость движения маломерных судов: не более 30 км в час – на акваториях в границах населенных пунктов; не более 15 км в час – в границах портов, пристаней. Притом маломерным судам предлагается перемещаться не ближе 100 м от границ участка водного объекта, отведенного для купания.

 

Навигация на Байкале – до 25 декабря

С 10 октября навигация завершена на всех реках Иркутской области, кроме Ангары, где она закончится 1 декабря. С 1 ноября нельзя перемещаться на судах по водохранилищам. А на Байкале судна могут курсировать вплоть до 25 декабря. Правоохранительные органы просят быть особенно бдительными туристов, которые катаются, например в Листвянке, на прогулочных корабликах. По закону суда могут вмещать не более 12 пассажиров, и конечно, у всех должны быть сертифицированные спасательные жилеты.

 

 

Если кто-то заметил грубое нарушение правил безопасности, об этом можно сообщить в полицию или по телефону 112. Оптимально сделать фото и видеофиксацию. Кстати, на причалах Листвянки сотрудники МЧС не раз устанавливали информационные аншлаги, но те быстро исчезали.

– Людям, которые желают покататься по Байкалу и другим водоемам, лучше обратить внимание на то, как подготовлено судно, его экипаж. Если произойдет трагедия, разбираться уже будут следователи. Для владельцев судов, компаний назначаются серьезные сроки и штрафы. Но, к сожалению, не каждый потерпевший сможет получить какую-то компенсацию, это достаточно длительная, серьезная процедура. Поэтому следует позаботиться со своей безопасности, – предупредил замруководителя Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Александр Коротких.

 

Отремонтировать причалы

Проверки транспортной прокуратуры в эту навигацию выявили на 135% нарушений больше в сравнении с прошлым годом. Правда, этот рост связан и с тем, что в 2020-м из-за пандемии рейдов было меньше. Однако расслабляться не стоит. Так, по итогам расследования 12 транспортных происшествий на воде установлено, что основной их причиной стало невыполнение командным составом требований нормативных документов по безопасности судоходства.

Один из таких случаев на реке Лена: 7 октября в районе села Петропавловское Киренского района произошел взрыв в грязевом танке нефтеналивного теплохода «Семен Дежнев». Рулевой-моторист и второй помощник электромеханика получили ожоги 25% поверхности тела и были госпитализированы в Киренскую районную больницу. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Транспортные прокуроры в судебном порядке запрещают эксплуатировать маломерные суда в отсутствие технического освидетельствования. Это относится и к причалам, не отвечающим требованиям безопасности.

– Так, Байкало-Ангарская транспортная прокуратура в деятельности АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» выявила нарушение прав граждан при оказании услуг по перевозке, – отметил Байкало-Ангарский транспортный прокурор Сергей Цедрик. – Установлено, что в навигацию 2021 года теплоходы «Метеор» этой компании перевозили пассажиров по маршруту «Балаганск–Братск–Балаганск». Однако на остановочных пунктах Балаганск, Усть-Уда, Ключи, Аносово, Аталанка плавучие причалы находились в негодном техническом состоянии. По иску прокурора Кировский районный суд запретил их эксплуатацию. Но ВСРП, еще не дожидаясь решения суда, стало принимать меры по приведению причалов в надлежащее состояние. Думаю, они будут освидетельствованы. Этот вопрос – на контроле прокуратуры.

Также транспортная прокуратура проверяла готовность флота поднадзорных организаций к осуществлению северного завоза. Эти работы выполнены в полном объеме. Задержек доставки грузов в отдаленные территории не было.

 

МЧС предупреждает!

Наиболее сильные ветра на Братском водохранилище бывают осенью. Максимальная скорость ветра может достигать 20–24 м/сек, с порывами до 28 м/сек. Высота волны на отдельных открытых участках может превышать три метра. При плавании на открытых водных пространствах нужно всегда обращать внимание на метеопрогноз и помнить о том, что погода может быстро измениться к худшему, поэтому нельзя удаляться от берега на большое расстояние. На судне обязательно быть в спасжилете!

 

Кстати:

Губернатор Игорь Кобзев встретился с замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Захарием Джиоевым. Они обсудили реконструкцию причальных сооружений порта «Байкал» в Слюдянском районе и грузопассажирского причала «Рогатка» в поселке Листвянка Иркутского района. Эти объекты находятся в собственности Росимущества. Они могут быть включены в подпрограмму «Морской и речной транспорт» госпрограммы «Развитие транспортной системы».