В Приангарье возрождают выращивание льна

Забытая «диковинка»

Репортажи об уборочной страде часто делают в сентябре с ячменных и пшеничных полей. Но в середине октября, когда в большинстве хозяйств Приангарья урожай уже собрали, в Заларинском районе только приступили к уборке. Дело в том, что здесь выращивают необычную культуру – лен. Она, по мнению аграриев, скоро может стать настоящим прорывом в сельском хозяйстве.

 

Синие поля

Лен с этого поля убран меньше, чем на половину. Покрытая стерней площадка напоминает спину огромного ежа, растопырившего острые, торчащие в разные стороны иглы. Комбайны медленно передвигаются среди покачивающихся стеблей, оставляя в воздухе плотный пылевой след.

 

 

– Вам бы приехать в начале июля, когда здесь все было усыпано синими цветами. Лен цветет недолго, не больше недели. Бутоны распускаются ранним утром или под вечер и напоминают море, по которому ветер гонит волны. Очень красивое зрелище, – советует главный агроном главный агроном ООО «Забайкальский агрохолдинг» Андрей Старченко.

Но и созревшие растения поражают не меньше. Небольшие коробочки на верхушках стеблей похожи на бусинки. Наберешь их в руку, очистишь от шелухи, на ладони остаются маленькие плоские семена – маслянистые даже на ощупь. Они скользят между пальцев, напоминая тягучую жидкость. Диковинка, да и только!

А ведь когда-то лен выращивали едва ли не в каждом уголке Иркутской губернии. За околицей деревень голубели широкие полоски льна – сибирского шелка. В середине осени хозяйки вязали лен в снопы, вымачивали, сушили, вручную трепали и пряли пряжу. Из готовых нитей ткали полотно, из которого шили рушники, простыни, рубахи да сарафаны, а из семян выжимали масло.Однако изо льна, который растят в Заларинском районе, ткать полотно не собираются.

 

Целебное масло

– Это масличный лен. У него соломина невысокая. Собираем только коробочки, из которых вышелушиваем семена, – растолковывает собеседник.

 

 

После того как семена обмолотят, их отвезут на грузовиках в Залари, на построенный недавно агрохолдингом элеватор. Там льняное семя очистят, высушат, отсортируют и отправят «на запад» заказчику для дальнейшей переработки, потому что в Иркутской области этим пока никто не занимается. Между тем лен, по мнению специалиста, может стать настоящим прорывом сельхозотрасли. Из него делают не только одежду и масло, но даже стройматериалы и обувь. В импорте льна заинтересованы многие страны Европы, а также Китай и Монголия. Льняное масло используется в мыловарении, косметологии, медицине и пищевой промышленности. Благодаря содержанию ненасыщенных жирных кислот оно способствует снижению содержания холестерина в крови, лечит сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные заболевания, болезни печени и эндокринной системы, кожи, сахарный диабет, ожирение.

 

Хороший урожай

Выращивать эту «экзотику» в Иркутской области начали с прошлого года. Купили семена в Германском семенном альянсе и засели всего 170 га на пробу. Полученный урожай воодушевил, поэтому нынче, размножив семена, отдали под лен уже площадь в 700 га.

 

 

– На следующий год планируем посеять около 3 тыс. га льна, – продолжает главный агроном. – Культура неприхотливая к почвам и удобрениям. Нужна только защита от сорняка. Она не боится возвратных заморозков, не осыпается от засухи и не ляжет, если попадет под снег.

Хотя убирать лен, говорит он, достаточно сложно: у стебля очень жесткая структура, которая состоит из волокон, поэтому срезать его зеленым почти невозможно. При этом реализационные цены на эту культуру гораздо выше той же пшеницы, а затрат для ее выращивания требуется в разы меньше.

– Средняя урожайность льна – небольшая, от 7 до 15 центнеров с гектара, а стоимость семян за килограмм – от 40 до 50 рублей. Пшеница при средней урожайности в Приангарье 21–23 центнера с гектара стоит от 13 до 15 рублей за кило. Если подсчитать себестоимость за гектар, мы тратим до 10 тыс. рублей максимум, а получаем 50 тысяч на выходе, – объясняет на цифрах специалист.

В этом году урожай льна в Заларинском районе довольно приличный – 10 центнеров с гектара, в том числе благодаря уникальным технологиям сева, который применяется в хозяйстве.

– Большинство аграриев Иркутской области землю пашут, боронуют и получают грустный результат. То затяжная весна, то дождливое или, наоборот, засушливое лето. Мы же внедрили систему No-Till – никакой обработки, так называемая нулевая технология, – рассказывает главный специалист по растениям. – Сеем все прямо по стерне, и чем она выше, тем лучше. Вот на этом поле, например, раньше росла пшеница. Так называемые пожневые остатки задерживают снег, влагу, а корнями разрыхляют почву. А еще важно, что в ней остаются бактерии и земляные черви, то есть работают естественные процессы почвообразования. Плюс при такой технологии образуется большая экономия на ГСМ, которые обычно тратятся при посевной для вспашки. У нас меньше затраты на амортизацию техники, замену масла и прочее. Мы только уничтожаем сорняк, а после этого одновременно с семенами вносим удобрения и получаем урожай.

 

Планов громадье

На уборочной здесь задействовано сразу 10 новых супермощных комбайнов: «Акросы», «Векторы», NewHolland CX с двухбарабанной системой обмолота. К следующей страде здесь хотят приобрести еще новую сельхозтехнику, опрыскиватели, сеялки и очесывающие жатки, чтобы при уборке льна оставлять большую стерню и собирать только верхушки растений. Посевные площади планируют увеличить до 12 тыс. га. Кроме льна в Забайкальском агрохолдинге выращивают овес, рапс и горох. На следующий год собираются посеять еще ячмень для севооборота.

 

 

Механизаторами и рабочими здесь в основном трудятся местные жители из всех близлежащих сел и деревень. Средняя зарплата у комбайнеров 50 тыс. рублей. В период посевной доходит до 80 тыс., а на уборке – от 100 и выше, в зависимости от намолота. Поэтому каждый старается выкладываться на совесть.

– Я работаю комбайнером больше 30 лет. Начинал еще в Тыретском совхозе, – делится во время короткого обеденного перерыва Сергей Николаевич Большаков. – Работал на «Донах», «Полесьях», а начинал с «Енисея». На этих комбайнах все автоматизировано, но ничего, разобрался. Здесь и зарплата больше, и техника лучше, и вообще работать интересней: новые культуры, новые приемы сева…

А вот для 21-летнего Владимира Кузнецова эта уборочная – первая.

– Техника сложная, давалась тяжело, но ничего – научили, показали, сейчас все нормально, – объясняет молодой человек. – Мне все очень нравится, я рад, что меня взяли сюда на работу.

С Владимиром полностью согласен и агроном Алексей Худоногов:

– Раньше я работал в местном небольшом сельхозпредприятии, сеяли всего тысячу гектаров зерновых, а тут такие объемы. Лен – новая для меня культура. Оказалось, что в нашем районе она растет отлично, почему мы раньше ею не занимались?

На вопрос Андрей Старченко только загадочно улыбается – ему-то она знакома отлично, ведь сам он из Крыма. Заканчивал Крымский аграрный университет. Долгое время проработал в Одесской области, где выращивали и лен.

– Уборка закончится, поеду домой. У нас ведь работа сезонная. Зато на следующий год привезу с собой уже всю семью, – говорит он. – Планы у нас амбициозные.Элеватор построили, посевные площади увеличиваем. Может, впоследствии и переработкой займемся.

Кстати, чтобы они все осуществились, у Андрея есть не только агрономические секреты, но и приметы. Например, пока уборочная полностью не завершится, нельзя стричься и бриться, поэтому без бейсболки он отказался фотографироваться наотрез.

 

На правах рекламы