Монголия и Россия: история дружбы в артефактах

Инструменты мистерии Цам, копию костюма Сухэ-Батора и первый выпуск «Монгольской правды» можно увидеть на выставке «Дорогой победы: 100 лет дипломатических отношений России и Монголии». Она открылась в отделе «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея. В экспозиции представлена история взаимоотношений между странами.

– 5 ноября 1921 года между Монгольской Народной Республикой и молодым советским государством были установлены официальные дипломатические отношения, – отметил директор краеведческого музея Сергей Ступин. – Однако история российско-монгольских отношений насчитывает период более 200 лет, когда Монголия еще входила в состав Китайской империи. Советская власть поддержала национально-освободительную борьбу, и в Иркутске в 1920 году началось формирование Монгольской народно-революционной партии.

Иркутск и Монголия на протяжении всего советского периода были партнерами в экономике, сотрудничали в сферах образования, медицины, энергетики. Это продолжается и по сей день.

 

 

– Каждый экспонат на выставке рассказывает историю дружбы наших стран, – отметил Генеральный консул Монголии в Иркутской области Жигмэд Энхжаргал. – Помимо 100-летия дипломатических отношений, в этом году 50 лет исполняется Генеральному консульству Монголии в Иркутске – оно старейшее в России. Наша дружба прошла суровые годы Великой Отечественной войны и сражения на Халхин-Голе. Монгольский народ помогал в борьбе с фашистами. После войны Советский Союз оказал значительное влияние на развитие промышленности Монголии, множество наших студентов получили здесь образование. Наш народ до сих пор очень чтит помощь, которую оказывала нам Россия.

На выставке можно увидеть артефакты XIX–XX веков, собранные экспедициями Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Среди них ритуальная буддийская скульптура из металла с изображениями божеств и докшитов, предметы культа из керамики, музыкальные инструменты буддийской мистерии Цам. Здесь также представлена коллекция уникальных фотографий XIX – начала XX века с видами Монголии и ее столицы Урги (ныне Улан-Батора). Они сделаны русскими учеными-исследователями Григорием Потаниным, Николаем Ядринцевым, Феликсом Коном. Особый интерес представляют снимки Николая Чарушина.

«Оригинальной первобытностью, гармонирующей с бытом кочевого народа повеяло и от его столицы. Основными постройками собственно монгольского города были те же войлочные юрты, что и в остальной Монголии; изредка небольшие деревянные постройки вроде наших курных бань внутри маленького четырехугольника, окруженного высоким частоколом. Среди этих жалких построек резко выделялось белое здание тибетской архитектуры – храм Майдари и некоторые другие кумирни да дворцовые постройки богдо-гегена», – писал фотограф.

 

 

– Чтобы сделать фотографии жителей Монголии, Николаю Чарушину пришлось немало потрудиться, – рассказал научный сотрудник музея Алексей Матвеев. – Сам он пишет, что фотография в Монголии была делом невиданным, и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов, каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немало усилий стоило ему изменить это убеждение. Не помогало даже и обещание им того или другого вознаграждения. Наконец нашлись смельчаки – знакомые Григория Потанина, решившиеся на эту опасную операцию. Пример оказался заразительным, за ними последовали другие. Таким образом, фотографу удалось запечатлеть немало жителей.

Среди экспонатов, отражающих историю Монголии XX века, на выставке можно увидеть предметы участников революции 1921 года. Это автобиография Иннокентия Сороковикова, первый выпуск газеты «Монгольская правда», изданной в Иркутске в ноябре 1920 года, и костюм Дамдина Сухэ-Батора.

 

 

– Это копия костюма, которую иркутский писатель Кунгуров и участник тех событий Сороковиков, приглашенные маршалом Чойболсаном в Монголию для уточнения и дополнения истории народной революции, привезли для сибирского художника Степана Развозжаева, – отметил Алексей Матвеев. – Еще в годы Великой Отечественной войны живописец задумал написать картину «Монгольская делегация во главе с Сухэ-Батором у В.И. Ленина». Точная копия одеяния Сухэ-Батора была изготовлена по заказу правительства Монголии. Костюм ручной работы включает в себя халат, сапоги, безрукавку, шапку и пояс. Он был передан в Иркутский краеведческий музей в феврале 1973 года после смерти художника Развозжаева его сыном Михаилом.

На выставке также можно увидеть артефакты с мест боевых действий 1939 года на реке Халхин-Гол, в том числе переданные в музей руководителем поискового отряда «Восточный рубеж» Игорем Сеченовым.

 

 

– Монгольский народ оказал огромную помощь Советскому Союзу во время Великой Отечественной войны, – отметил Алексей Матвеев. – Около тысячи добровольцев принимали участие в боях. На средства монгольского народа была построена танковая бригада. Люди, которые работали на фабриках, регулярно выступали с инициативой отдать свой недельный заработок в помощь советским войскам. Полмиллиона монгольских лошадей были отправлены в Красную армию. Таким образом, монгольские танки и лошади дошли до Берлина.

Послевоенный период на выставке характеризуют фотографии монгольских студентов, записи дневника научной экспедиции ИГУ на озере Хубсугул, подарки, переданные иркутянам монгольскими комсомольцами, и многое другое.

Выставка будет работать до 22 марта 2022 года.