Регистрация недвижимости: что изменилось за год?

Продление «дачной амнистии», расширение проекта электронной ипотеки, старт «гаражной амнистии». За последний год сфера недвижимости претерпела немало изменений. Подробнее о них рассказал руководитель Управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев.

 

– В этом году упростилось оформление недвижимости, права на которую у граждан возникли более 20 лет назад. Отменена госпошлина, участие собственника в процедуре сведено к минимуму. С чем связаны эти новшества и почему так важно зарегистрировать свое право?

– Современная система регистрации прав зародилась в России в 1998 году. До этого функции Росреестра выполняли органы власти, БТИ, нотариусы. В стране создан единый ресурс с информацией о правах на объекты недвижимости. Наполнялась эта база данных по архивным документам. В ряде случаев внести сведения о правообладателях было невозможно. Например, в архиве не было информации, подтверждающей личность владельца. В таких случаях права на недвижимость фактически есть, но сведения о собственнике являются неточными.

Без полной и достоверной информации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) государство не может обеспечить защиту интересов собственников. Возрастают риски махинаций с имуществом, в случае стихийных бедствий владелец не сможет получить компенсацию. Показательной здесь является ситуация с Тулуном. Людям, которые итак оказались в сложной ситуации, приходилось ради выплат в судах доказывать свое право на затопленные дома.

Как раз на исключение таких ситуаций направлены последние изменения закона. Муниципалитеты получили полномочия по выявлению правообладателей ранее учтенной недвижимости и могут обращаться в Росреестр для внесения в ЕГРН сведений о собственниках. При этом закон не предусматривает никаких санкций в отношении граждан – регистрация ранее возникших прав не является обязательной и проводится по желанию правообладателей. Если такое желание есть, то владелец недвижимости, права на которую возникли до 1998 года, может и самостоятельно обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации ранее возникшего права. Процедура будет для него бесплатной.

Закон упростил и порядок снятия с учета прекративших существование объектов. Ранее собственнику такой недвижимости приходилось оплачивать услуги кадастрового инженера. Теперь объект может быть снят с учета по составленному органом местного самоуправления акту осмотра.

 

– В этом году выросло число зарегистрированных прав на недвижимость. Имущественные сделки сопряжены с определенными рисками. Как их избежать?

– В первую очередь надо помнить, что продавать недвижимость может только собственник. Следует внимательно изучить правоустанавливающие документы. К ним относятся договоры передачи (приватизации), дарения, купли-продажи, участия в долевом строительстве и т.д. То есть документы, на основании которых возникло право собственности у нынешнего владельца или владельцев объекта недвижимости.

Мы всегда рекомендуем покупателям перед совершением сделки запрашивать выписку из реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Это также поможет убедиться, что продавец квартиры является ее законным владельцем.

На что стоит обратить внимание в выписке из ЕГРН? Что собственник недвижимости и ее продавец – это одно лицо. Убедиться, что у объекта нет других владельцев, которые могут оспорить сделку. Если право на объект зарегистрировано за несовершеннолетним, то продавец должен предоставить разрешение органов опеки и попечительства на продажу. Выписка позволит узнать об арестах, запретах и других обременениях, которые наложены на объект.

Также перед покупкой стоит внимательно изучить историю недвижимости. Для этого можно заказать выписку о переходе прав на объект недвижимости. Если за короткий срок у квартиры сменилось несколько владельцев – это повод насторожиться и, возможно, отказаться от сделки.

Собственники недвижимости тоже могут обезопасить себя от мошенников. Достаточно подать через МФЦ или сайт Росреестра (rosreestr.gov.ru) заявление о невозможности совершения сделок без личного участия. Документы, поступившие не от собственника, рассматриваться не будут. Этот механизм является действенным, например, при потере паспорта или документов о праве собственности, в случае длительного отъезда собственника или когда владелец недвижимости пожилой человек, которого легко ввести в заблуждение.

 

– 1 сентября стартовала «гаражная амнистия» – закон, которого ждали тысячи автолюбителей нашего региона. Примерно у половины гаражных кооперативов Иркутской области отсутствуют документы на землю. Как следствие – владельцы гаражей не могут зарегистрировать право на свое имущество. Какое решение предлагает новый закон?

– Да, ситуация действительно парадоксальная. Человек может владеть гаражом на протяжении не одного десятка лет, но при этом его право на объект никак не защищено государством. Сделки с такой недвижимостью носят неофициальный характер, а значит, в зоне риска находится как продавец, так и покупатель. Чтобы зарегистрировать свое право, некоторые владельцы гаражей вынуждены были ввязываться в судебные тяжбы.

«Гаражная амнистия» позволит наконец-то эту многолетнюю проблему решить. Процедура оформления гаража довольно простая. Нужно обратиться в местную администрацию с заявлением о бесплатном предоставлении участка под гаражом. Подтвердить свое право на объект любым имеющимся на руках документом. Если решение по заявлению будет положительным, орган власти обратится в Росреестр за регистрацией прав. В этом случае для заявителя процедура будет бесплатной.

Конечно, круг объектов, попадающих под «амнистию», ограничен. Основные требования: гараж должен быть капитальным, на фундаменте, построен до 30 декабря 2004 года и не признан самовольной постройкой.

 

– А вот «дачная амнистия» существует уже 15 лет. Недавно ее продлили в очередной раз. Давайте напомним читателям, в чем суть?

– Регистрация прав на садовые и частные жилые дома проводится по минимальному пакету документов. Это касается недвижимости, которая построена на участках для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и ведения садоводства. Владельцам не нужно предоставлять разрешительную документацию на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. К заявлению достаточно приложить технический план объекта и документ, подтверждающий право на землю (если участок ранее не был оформлен в Росреестре).

Такой же облегченный вариант предусмотрен для участков, которые предоставлены под личное подсобное и дачное хозяйство, огородничество, садоводство, индивидуальное жилищное строительство. К заявлению надо будет приложить всего один документ, который подтвердит факт предоставления земельного участка. Это может быть свидетельство о праве на участок, выписка из похозяйственной книги.

Для участков упрощенный порядок является бессрочным. Для домов «дачная амнистия» будет действовать еще минимум пять лет.

 

– В пандемию люди все больше стремятся перейти на бесконтактное получение услуг. Как получать услуги Росреестра без обращения в МФЦ?

– Сейчас около 40% регистрационных действий проводится по электронным документам. Доля электронной ипотеки превышает 50%. При этом в Иркутской области уже давно действуют сокращенные сроки – кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость по электронным документам проводятся всего за один день. Через МФЦ такие обращения обрабатываются в семь раз дольше.

Подать электронные документы можно не только через посредника (банк, нотариуса, орган власти), но и в личном кабинете на сайте Росреестра. Для граждан, которые оформляют недвижимость в электронном виде, размер госпошлины будет меньше на 30%.

На сайте Росреестра доступны все ключевые услуги – кадастровый учет, регистрация прав, получение сведений из ЕГРН. В этом году у граждан также появилась возможность получать выписки из ЕГРН через портал государственных услуг.