Рейс в метель

Вечером 3 ноября при заходе на посадку в 7 км от Иркутска, в районе села Пивовариха, упал транспортный самолет Ан-12. После удара о землю его обломки загорелись. Все девять человек, находившиеся на борту, погибли.

 

Хроника последнего полета

Грузовой самолет Ан-12БК авиакомпании «Гродно» Республики Беларусь возвращался домой после выполнения чартерного рейса по доставке продовольствия и товаров народного потребления на Чукотку. Туда компания летала регулярно с августа, всего было девять продуктовых рейсов.

Вот и на этот раз Ан-12 с бортовым номером EW-518TI проделал долгий путь из Гродно в Беларуси через Сургут в Якутск – там 1 ноября борт в последний раз попал в объектив местного фотографа, специализирующегося на наблюдении воздушных судов. После дозаправки он вылетел в Кепервеем, небольшой региональный аэропорт в Билибинском районе Чукотского автономного округа. На Чукотку летчики привезли 18 тонн провианта: яблоки, мандарины, виноград, бананы, баклажаны, перец, кабачки и куриные яйца.

На обратном пути рейс GRX1252 снова дозаправился в Якутске и 3 ноября в 16:58 по местному времени вылетел в Иркутск. На борт взяли двух пассажиров – генерального директора авиакомпании «Заполярье» Юрия Володина и его первого заместителя Олега Вишнева. В 18.10 местного времени экипаж вышел из зоны якутского наблюдения аэронавигации.

Тем временем погода в Иркутске резко ухудшилась. Температура упала до минус 8 градусов, поднялся ветер, пошел ливневый снег, началась метель. В таких условиях возникает угроза обледенения. На Ан-12 есть противообледенительная система, которая должна защищать ключевые элементы конструкции, однако если обледенение все-таки появилось, устойчивость и управляемость самолета резко ухудшается. Посадка при этом требует безукоризненной слаженной работы экипажа и досконального знания особенностей пилотирования данного типа самолета.

Командир экипажа был опытным летчиком, до «гражданки» 63-летний россиянин Александр Егоров проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации, прошел путь от помощника командира корабля до преподавателя кафедры тактики Балашовского ВВАУЛ, был участником боевых действий в Афганистане. Военный летчик первого класса, подполковник в отставке, Егоров имел большой опыт в управлении такими самолетами, как Л-29, Ан-24, Ан-12, Ил-76. Общий налет – свыше 12 тыс. часов, и свыше семи – именно на Ан-12. Профессионалом был и второй пилот, 50-летний украинец Олег Щучка.

Самолет начал заход на посадку со стороны Байкала и шел, по данным диспетчерской службы, в соответствии с заданной траекторией. На удалении 4 км, в 19.45 местного времени, экипаж сообщил о намерении уйти на второй круг. Буквально через 3−4 секунды после этого высота, на которой находился самолет, упала с 230 метров до 120 метров, а потом отметка пропала с радаров.

 

Версии причины крушения

Самолет упал в негустом лесу, неподалеку от мемориала памяти жертв политических репрессий. О месте происшествия первыми сообщили местные жители. Очевидцы рассказали, что из-за метели ничего не было видно, они услышали треск, а затем глухой удар.

Расчеты пожарно-спасательной службы оказались на месте через 15 минут. Они обнаружили объятые пламенем обломки и горящее топливо, разлитое на площади примерно в 300 кв. метров. Сюда же примчались шесть бригад медиков, но спасать было некого…

Сотрудники МЧС ликвидировали очаги горения, начали прорубать просеку и расчищать подъездные пути к месту крушения. Через некоторое время на место аварии было стянуто 23 единицы техники и 110 человек. Полиция выставила оцепление. Сюда прибыл и губернатор Игорь Кобзев, который возглавляет региональную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС.

 

 

На следующий день для расследования причин авиакатастрофы в Иркутск приехали представители Центрального аппарата Следственного комитета РФ и Межгосударственного авиационного комитета. Восточным межрегиональным Следственным управлением на транспорте СК России возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Среди версий причины крушения самолета рассматриваются ошибка пилотирования, погодные условия, а также техническая неисправность воздушного судна.

Как сообщил на заседании КЧС председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ан-12 Сергей Клеменко, найденные бортовые устройства регистрации отправлены на дешифровку в лабораторию Межгосударственного авиационного комитета.

 

 

8 ноября все аварийные работы на месте авиакатастрофы были завершены. По словам губернатора Игоря Кобзева, фрагменты разбившегося воздушного судна складированы в ангаре аэропорта Иркутск для дальнейшего расследования авиационного происшествия.

– Там, где произошло крушение, уже прошла санобработка. Министерству лесного комплекса Иркутской области предстоит провести рекультивацию почвы на месте авиакатастрофы, – отметил глава региона.

На борту потерпевшего крушение Ан-12 находилось девять человек. Это граждане России, Республики Беларусь и Украины. Все они погибли. Для проведения экспертизы найденных останков организован забор генетического материала у родственников погибших. Их встречей и размещением в Иркутске занимается министерство социального развития, опеки и попечительства по поручению Игоря Кобзева. Известно, что в Иркутск уже прибыли двое сыновей командира разбившегося воздушного судна. Их разместили в одной из гостиниц города. С родственниками погибших работает специалист-психолог.

 

Справка:

Ан-12 «взлетел» в 1957 году. Изначально он задумывался, как «дубль» из двух унифицированных машин – пассажирский Ан-10 и военно-транспортный Ан-12. Карьера пассажирской машины была коротка, после нескольких катастроф она была снята с эксплуатации, а вот транспортный Ан-12, несмотря на почтенный возраст, до сих пор востребован. Залог его популярности – в мощном техническом заделе: самолет может взлетать и садиться на аэродромы с короткими и малоподготовленными грунтовыми полосами, летать на дальность 4,5 тыс. км и перевозить до 20 тонн. Вдобавок двигатели Ан-12 в разы экономичнее турбореактивных моторов Ил-76. И пока не пошли в серию новые отечественные самолеты Ил-112В и Ил-276, заменить «старичка» нечем. На сегодняшний момент более 50 Ан-12 различных модификаций остается на вооружении ВВС России, он летает в Анголе, Конго и Судане, в Украине, Беларуси, Казахстане и Узбекистане. Крупные гражданские авиаперевозчики давно от него отказались, но ветерана эксплуатируют небольшие компании. Если в аэропорту нет специалистов, допущенных к обслуживанию этого самолета, в состав экипажа включают пару своих техников.