Жители Прибайкалья в этом году передали мошенникам свыше 600 млн рублей
Звонок из банка
От кибермошенников с начала 2021 года пострадали более 5 тыс. жителей Иркутской области. Раскрывать такие преступления сложно, зачастую злоумышленники находятся не только в других регионах, но и за пределами России. Лучший способ защиты от них – финансовая грамотность.
Не разговаривайте с неизвестными
«Звонок в 17 часов с номера центрального офиса Альфа-банка. Вежливый молодой человек информирует, что, дескать, недавно я оформил заявку на кредит в миллион рублей и спрашивает, могу ли я это подтвердить. Естественно, я несколько удивляюсь, однако в приложении и впрямь висит документ, подтверждающий оформление. От неожиданности я его особо не рассмотрел – прошу любить и жаловать, первая в череде ошибок. Говорю, что ничего не оформлял, после чего переводят на службу безопасности. На том конце провода девушка представляется Викторией Викторовной». Музыкант и блогер Алексей Дьяков честно рассказывает своим читателям, как его развели на миллион. Общение с мошенниками шло по классической схеме обмана. Злоумышленники представились работниками банка, сообщили об утечке данных клиента, подозрительной активности на счетах и попросили его спасти свои же деньги. При этом загрузили собеседника банковскими терминами.
– В большинстве случаев преступники тщательно готовятся к разговору, совершенствуя свои способы обмана и делая их убедительными, – комментирует старший референт отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Александр Сверлов. – Так, в схеме звонка, якобы поступившего из банка, собеседники используют характерную для банковских работников терминологию, имитируют шум колл-центра и сообщают жертве все новую информацию, не давая прекратить разговор.
Ежедневно в полицию поступает от трех до 15 сообщений жителей Прибайкалья о том, что они стали жертвами киберпреступников. Вот новости только за последнюю декаду октября: «Более 3 млн рублей перевела мошенникам жительница Иркутска», «Под предлогами «выгодно вложиться» и «уберечь накопления» злоумышленники похитили у братчан 3 млн рублей», «Житель поселка Залари лишился 300 тыс. рублей, покупая снегоход», «Учитель из Ангарска взяла в кредит и перевела мошенникам почти полмиллиона рублей», «Жительница Нижнеудинска после разговора с «сотрудником банка» лишилась 70 тыс. рублей».
Самая крупная сумма, которая была переведена аферистам в этом году от одного человека, превысила 9 млн рублей. 24 октября в полицию обратился 58-летний иркутянин. Он сообщил, что оформил пять кредитов. Все средства перевел мошенникам, которые просили его «уличить преступников».
Не следуйте телефонным инструкциям
– 18 октября 2021 года я подверглась атаке мошенников, в результате чего с моего счета сняли 70 тыс. рублей. Представившись сотрудником службы безопасности, некий мужчина сообщил, что с моей карты по моей доверенности, с моей подписью неизвестный пытался снять деньги в сумме 65 тыс. Мне было предложено забросить приложение, чтобы установить программу для безопасности. В результате получается, что их программа отсканировала мой кабинет, и были украдены деньги. О том, что по таким схемам действуют мошенники, я знала. Может, это был гипноз, – рассказала полицейским 61-летняя жительница Нижнеудинска.
О манипуляциях мошенников с сознанием пишет и блогер Алексей Дьяков: «Далее меня ждал шквал инструкций. Указывают отделение банка, вызывают такси. Выясняется, что в этом отделении имеются лица, подозреваемые в сливе данных, а мне, в свою очередь, надо бдеть, держать ухо востро и записывать имена сотрудников… (Зачем? Там же камеры висят, известно кто на смене). Но об этом я подумал потом. А пока меня гипнотизировала Виктория: голосовая связь ни на секунду не прерывалась в целях «безопасности».
Как считает помощник декана факультета психологии ИГУ по связям с общественностью Иван Глебец, дело не в гипнозе, а в том, что мошенники выбирают уязвимые мишени воздействия. Это физиологические потребности человека, связанные с едой, жилищем, отдыхом – то, что можно получить с помощью денег. И потребности экзистенциальные, к которым относятся безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Преступники постоянно совершенствуют приемы общения, читают литературу о психологии, внедряют новые схемы обмана.
– Учитывая открытые базы данных в интернете, преступники могут быть хорошо вооружены: знают из тех же соцсетей о родственниках, увлечениях человека; используют знакомые вам имена, адреса, названия. При этом они умеют показать себя умными, знающими экспертами. Для неподготовленного человека это все выглядит очень правдоподобно, – говорит Иван Глебец.
Важно!
Не доверяйте неизвестным, которые звонят под видом должностных лиц. Настоящие сотрудники банков, полиции и других официальных структур никогда не просят по телефону оформлять кредиты в банках и переводить денежные средства. Получив такой вызов, прекратите разговор и перезванивайте по номерам банков и ведомств, набрав их вручную.
Предупреждайте пожилых родственников
Жадность и страх – помощники мошенников. Желание человека чудом разбогатеть играет с ним злую шутку. Недавний пример: 53-летней ангарчанке аферист во время переписки в мессенджере предложил выгодно инвестировать 3 тыс. рублей. Она это сделала, а на следующий день получила сообщение о выигрыше в 150 тыс. рублей. Но чтобы их забрать, нужно было выплатить «страховку». В итоге женщина лишилась более 55 тыс. своих рублей. А ее 67-летняя землячка, которая решила обогатиться с помощью акций нефтегазодобывающей компании и при посредничестве лжеброкеров, потеряла в итоге 176 тыс. рублей.
– Среди основных схем обмана у преступников наиболее распространены легенды «звонок от имени сотрудника банка», покупка и продажа товаров в сети, звонок от имени родственника, попавшего в беду, – продолжает Александр Сверлов. – Также это обман в соцсетях, сообщения о выигрышах и начислениях, предложения о быстром заработке на инвестициях. Есть случаи, когда одного и того же человека обманывали несколько раз.
Раньше главной целевой группой киберпреступников были пенсионеры. К примеру, злоумышленники сообщали им о том, что медицинские организации, где те приобретали какие-нибудь массажеры или БАДы, признаны мошенническими, и теперь покупатели могут получить компенсации. Но для этого сначала надо оплатить услуги адвокатов. Понятно, что никаких компенсаций потерпевшие не получали, а своих кровных лишались.
– У нашего населения низкий уровень финансовой грамотности. А пожилые люди еще, с одной стороны – доверчивы, с другой – часто уверены в своей правоте, ссылаются на большой жизненный опыт, и переубедить их в чем-то бывает непросто. Но я, например, не раз объяснял своей маме, что мне можно всегда перезвонить, уточнить информацию. И она не попадалась на уловки мошенников. Это важный вопрос доверия между родственниками, – объясняет Иван Глебец.
После некоторого затишья снова стали регистрировать преступления, когда злоумышленники заполучают деньги пожилых людей, предварительно напугав, что у их родственников случилась беда. Аферисты звонят бабушке или дедушке и сообщают, что по вине внука случилась авария, и чтобы его спасти от тюрьмы, нужно заплатить.
«Внук бабушке позвонил, она его не узнала, спросила, что случилось? Он сказал, что в больнице, попал в аварию. Она спросила, почему такой голос? Ответил, что у него разбита губа, сломаны два ребра и что с ним очень пострадала девушка и он просит помощи – денег. Запросил миллион. Когда он дал трубку «следователю», тот объяснил, что внук сбил девушку, у нее черепно-мозговая травма, селезенка повреждена, множество переломов. И срок внуку за это грозит от трех до 10 лет», – это рассказ родственницы одной из иркутских пенсионерок.
В октябре ее и еще двух бабушек по такой же схеме злоумышленники едва не лишили в общей сложности миллиона рублей. Женщины передавали деньги в свертках одежды ничего не подозревающим водителям такси и называли указанные аферистами адреса, куда нужно доставить посылки. Но бдительный сотрудник службы сервиса такси сообщил о подозрительных заказах. Полицейские сработали оперативно, они задержали 22-летнего студента. Как выяснилось, он тоже не был в курсе преступной схемы. Его наняли дистанционно для сбора и перевода денег. Звонки совершались из одного из сопредельных с Россией государств. По данным фактам возбуждено уголовное дело по 159 статье УК РФ «Мошенничество».
Не берите кредиты по указке других людей
– В практике полиции Иркутской области есть примеры задержаний преступников, совершавших дистанционные кражи. Так, в Оренбурге был задержан мужчина, обманным путем завладевший средствами нескольких жителей Усть-Илимска. Он создал страницу в соцсети, где предлагал вложить инвестиции и обещал в короткие сроки большие прибыли. Первой на аферу поддалась девушка, которая и правда получила выплату. Она пригласила своих знакомых, они отдали аферисту свои деньги, но никаких прибылей не дождались. Также полицейские установили личность злоумышленника, который, находясь в Новосибирске, продавал через интернет несуществующие запчасти для автомобилей, – сообщает Александр Сверлов.
По данным ГУ МВД, в этом году возраст пострадавших от действий киберпреступников – от 12 до 95 лет. Люди средних лет интересуют злоумышленников даже чаще из-за более высокой платежеспособности. Ведь, к сожалению, потерпевшие лишаются как накопленных средств, так и заемных. Они берут кредиты, передают их мошенникам и потом расплачиваются с банками.
Первого ноября в «Лаборатории Касперского» сообщили, что этой осенью по сравнению с началом года в России в десять раз выросло количество звонков от вероятных мошенников, представляющихся сотрудниками правоохранительных органов.
Из блога Алексея Дьякова: «…на второй линии внезапно возник капитан МВД Антропов Дмитрий Иванович. И он, зараза, есть в Гугле на сайте findpolice! Этот «капитан», естественно, был в курсе моей ситуации, но это меня как раз не особо удивило – мало ли к каким данным есть доступ у МВД. От него я узнал, что сейчас проводятся проверки сотрудников в связи с участившимися случаями слива персональных данных, и я могу сыграть весьма ценную роль для расследования». Далее Алексей снял со своей кредитной карты установленный лимитом миллион рублей наличкой и внес его на названный собеседниками резервный счет-ячейку: «…Черт возьми, вот сам сейчас это пишу и не понимаю, как я, человек с высшим образованием, положил в банкомат пачку пятитысячных купюр толщиной с большой палец ноги и отправил хрен пойми куда? Но я это сделал».
– Если говорим про телефонное мошенничество, связанное с наличными деньгами, там есть один важный момент у мошенников – они очень торопят человека сделать определенные действия, стараются не дать ему времени подумать, отговаривают самому обратиться в правоохранительные органы. Самый лучший совет – вообще не вступать с ними в дискуссии, не реагировать, отключать телефон, как только вы поняли, что вам звонят мошенники. И не считайте, что вы не можете стать жертвой. Ей может стать, подчеркиваю, любой человек, – уверен Иван Глебец.
Психолог утверждает, что в разговоре с аферистами не стоит играть в детективов или проповедников. Насмешки, угрозы, увещевания и проклятия на них не действуют. С ними нужно говорить только на языке Уголовного кодекса.
Кстати:
В соответствии с изменениями в федеральный закон о связи, до 30 ноября 2021 года компании и ИП должны передать данные об их корпоративных номерах, иначе эти сим-карты заблокируют 1 декабря. Сотрудники, в свою очередь, должны эти данные подтвердить. Совершить оба действия можно на портале Госуслуг. Это направлено на борьбу с телефонным мошенничеством и позволит снизить число противоправных действий с использованием анонимных сим-карт.