Бюджет останется социально ориентированным
Главный финансовый документ Иркутской области на предстоящий трехлетний период прошел публичные слушания и получил одобрение комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания. На 2022 год предлагается установить доходы областного бюджета в объеме 202,6 млрд рублей, расходы – 211,3 млрд рублей при дефиците 5,3%.
На площадке Заксобрания состоялись публичные слушания областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Это обязательная процедура перед рассмотрением законопроекта о главном финансовом документе на сессии в первом чтении. Обсуждения прошли под председательством Натальи Дикусаровой, руководителя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству.
Представляя проект бюджета, министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова сообщила, что в предстоящем трехлетнем периоде будут заложены средства на новые инвестпроекты. Источником финансирования для объектов инфраструктуры станут средства, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности перед федеральным правительством по бюджетным кредитам. Это позволит в перспективе обеспечить рабочие места и увеличить налоговые отчисления.
Областной бюджет сохраняет свою социальную направленность. На эти цели планируется направить почти 70% общего объема расходов в 2022 году. Будет продолжена поддержка реального сектора экономики, в том числе сельхозтоваропроизводителей. Предусмотрены субсидии ресурсоснабжающим организациям и транспортным предприятиям. Также включена индексация на размер инфляции социальных выплат, стоимости путевок в оздоровительные лагеря для детей и в санатории. Общий объем инвестиций в государственную и муниципальную инфраструктуру составит более 18 млрд рублей.
– В следующем году вырастет дотация на выравнивание бюджетов муниципальных районов и городских округов, при этом поддержка городских и сельских поселений будет осуществляться посредством предоставления районам субвенции в размере 3,5 млрд рублей. Мы планируем увеличить премии муниципальным образованиям, которые обеспечили прирост собственных доходов. Для муниципалитетов, у которых в этом году уровень долга выше 85% собственных доходов, предусмотрено списание задолженности по бюджетным кредитам, – подчеркнула Наталья Бояринова.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева отметила, что законопроект соответствует законодательству, и концептуальных замечаний к нему нет. Вместе с тем она обратила внимание, что Иркутская область занимает второе место в РФ по темпам роста промышленного производства и входит в десятку лидеров по росту инвестиций. В то же время в проекте бюджета не отражены долгосрочные прогнозы, например, по уровню безработицы, как это есть в федеральном бюджете. КСП рекомендовала доработать показатели.
Участники публичных слушаний задавали вопросы о субвенциях на образование, о поддержке сельского хозяйства, об индексации социальных выплат. Обсуждались нормативы отчислений налогов в местные бюджеты, строительство и ремонт социальной инфраструктуры. Стоит отметить, что представители профсоюзных организаций впервые не требовали включить в проект бюджета пункт о повышении заработной платы бюджетникам. В настоящее время по этому вопросу готовится отдельный закон.
Обсуждение областного бюджета на предстоящий трехлетний период продолжилось на заседании профильного комитета. Парламентарии говорили об инвестициях в инфраструктуру, о строительстве социально значимых объектов и дорог в разных муниципальных образованиях. Так, депутат Георгий Любенков предложил заложить в проекте бюджета в полном объеме финансирование на питание детей c ограниченными возможностями здоровья. Министр финансов ответила, что соответствующие поправки будут предусмотрены во втором чтении. Депутат Галина Кудрявцева подняла вопрос строительства школ в Иркутском районе, в частности в поселке Березовом. А депутат Евгений Бакуров поинтересовался строительством стационара Балаганской районной больницы.
Подводя итог обсуждений областного бюджета, Наталья Дикусарова отметила, что законопроект был рассмотрен всеми постоянными комитетами и комиссиями Заксобрания, также были проведены публичные слушания, получены положительные заключения КСП, прокуратуры, Минюста, Ассоциации муниципальных образований.
– От депутатов и от муниципальных образований поступило много вопросов, часть из них мы отработаем в рамках второго чтения законопроекта, другие – включим в традиционное постановление к закону, исполнение которого будем держать на контроле в течение года, – пояснила глава бюджетного комитета.