Лидеры бамовского движения
«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы знакомим вас в специальном проекте «БАМ – стройка века».
Усть-Кут – ворота БАМа
Известная в Усть-Куте женщина, депутат городской думы Лариса Норина говорит, что лидером была всегда. Она – ветеран труда, почетный гражданин города.
– После окончания торгового училища в мае 1975 года мне как отличнице и активистке выдали комсомольскую путевку на стройку века, хотя в то время мне еще не было 18 лет. Поставили задачу – открыть магазин на БАМе. Со мной поехали еще три девушки, но они уже были совершеннолетними. Усть-Кут в то время был точкой, откуда молодых людей из всех союзных республик отправляли на вертолетах на строительство, его называли воротами БАМа.Я первый раз в жизни видела вертолет, летела и смотрела вниз – кругом тайга. Мне казалось, что через иллюминатор я разглядела животных – медведей и сохатых, – вспоминает наша героиня. – Приземлились в Звездном, разместили нас в недостроенном общежитии. Впечатлений была уйма – много молодых парней, веселье, смех. А на следующий день меня на вертолете перебросили в Магистральный. Нас встретили снег, холод и непролазная грязь – а я была то ли в туфлях, то ли в коротеньких сапожках. Тогда уже там стоял временный поселок, но нас разместили в конторе отдела рабочего снабжения, так как все общежития были заняты.
Мужа Михаила встретила там же, в Магистральном. Была комсомольская свадьба, репортаж о ней написал журналист, приехавший в командировку из Украины. Сорокаградусный мороз торопил его в гостиницу, но по дороге он встретил не по сезону одетых молодых людей в элегантных костюмах и крахмальных сорочках. Его заинтересовало, что будет происходить.Так он и стал гостем на свадьбе.
– В Магистральном не было роддома, муж на грузовом самосвале «Магирус» накануне Нового года привез меня в Усть-Кут. Однако у сына в свидетельстве указано, что место рождения – поселок Магистральный, он зарегистрирован под номером четыре! Прожила наша семья в поселке до 1987 года. Затем я вернулась снова в Усть-Кут, работала на руководящих должностях в СМП-158 треста «Ленабамстрой», занималась предпринимательством, а теперь на заслуженном отдыхе, – продолжает Лариса Норина.
С 2016 года она возглавляет Усть-Кутскую районную общественную организацию «Ветераны строительства БАМа», где зарегистрировано более 1200 человек. Лариса Александровна инициировала сбор средств на стелу бамовцам и установление мемориальных табличек на мостах, организует различные мероприятия с местными бамовскими организациями.
– БАМ стал незабываемым периодом жизни. Это место, где создавались семьи, рождались дети. Здесь прошла наша молодость, здесь мы научились работать, уважать друг друга, вместе преодолевать трудности. Мы все праздновали «золотую» стыковку в 1984 году, ведь в этом событии есть частичка труда каждого, за этим событием стояли годы напряженной работы и борьбы с проблемами, – говорит она.
Приехали посмотреть – понравилось
В 1978 году Анатолий Сорокин, инженер-наладчик усольского участка иркутского пусконаладочного управления, взял командировку в Северобайкальск, чтобы попробовать силы на улан-удэнском участке БАМа. У него уже был опыт обслуживания предприятий – начинал на рубероидном заводе, работал на обогатительной фабрике. Его жена получила красный диплом черемховского горного техникума и направление на работу в Нижнеангарск на БАМ. Место понравилось, и через год, после окончания декретного отпуска, они приехали из Черемхово в Северобайкальск.
– Там я работал инженером-наладчиком, это как доктор по электрике. Берешь проект, смотришь, что установлено, правильно ли. Начинаешь с подстанции и проверяешь все контуры, компрессорные, котельные. На практике получил очень хорошую профессиональную школу, выучил наизусть все нормативы, учителя были хорошие – на БАМ приезжали специалисты высокого класса. Дороги тогда еще отсутствовали, в экстренных ситуациях летали на вертолетах. Мы обслуживали четыре мысовых тоннеля и байкальский тоннель. Ездил в Северомуйск, по два месяца не бывал дома. Северомуйский – самый длинный железнодорожный тоннель в России – 15 343 метра. Запомнилась самая длинная проходка за месяц – 115 метров.
В 1981 году жена поставила ультиматум, и командировки сократились – отец семейства перешел в военизированную горноспасательную часть командиром отделения. Через три года переехали в поселок Тоннельный, где Анатолий работал главным энергетиком тоннельного отряда.
В 1992 году вахту надо было передавать другим, и отряд Сорокина поехал в Красноярск строить метро. В семье приняли решение вернуться на родину – с двумя школьниками и трехлетним ребенком нужен был оседлый образ жизни. Анатолий перешел главным инженером на хлебокомбинат, затем работал в тепловых сетях на должности главного инженера. В 2001 году пошел в предприниматели, получил лицензию – ставил тепловые узлы и теплосчетчики, автоматику, работал сантехником. «Я мастер на все руки!» – говорит он.
– Там, на БАМе, я был как рыба в воде – в любую организацию мог устроиться. Всегда востребован, всегда на лихом коне! Несмотря на молодость меня большая ответственность не пугала. Я и в армии был лидером, старшиной, по спорту выше среднего выдавал результаты, – говорит Анатолий Александрович. – Работая на БАМе, закончил в Иркутске железнодорожный институт, жена в Новосибирске училась. Дети иногда вспоминают и спрашивают, ну почему мы уехали с БАМа? Младший сын Иван – бамовский, в свидетельстве о рождении указано место – поселок Тоннельный, хотя родился он в Северомуйске, роддом там был. Сейчас занимается изготовлением сувениров – выпиливает лазером изделия из фанеры – фоторамки, бизиборды, а также ремонтирует автомобили.
С 2014 года в Черемхово организовали Совет ветеранов БАМа, председателем выбрали Сорокина.
– Под моим патронажем почти полтора десятка человек – регулярно их посещаю, ходатайствую о них, – говорит наш герой. – Мы все работали на разных участках БАМа, но на общий результат – и это нас объединяет.