17 школьников Приангарья стали финалистами «Большой перемены»
Артековский привет
От 200 тыс. до 1 млн рублей выиграли учащиеся школ Иркутской области на всероссийском конкурсе «Большая перемена». В субботу победители вернулись из международного детского центра «Артек» и поделились впечатлениями об участии в проекте. В аэропорту их встречал и наш корреспондент.
До финала «Большой перемены» дошли полторы тысячи школьников со всей России, из них 600 справились с итоговыми испытаниями. От Иркутской области в проекте участвовали 36 детей, финалистами стали десять 11-классников, они получили по одному миллиону рублей, и семеро учеников 9–10 классов, которые выиграли по 200 тыс. Деньги можно потратить только на образование. Мы попросили ребят рассказать о своих проектах.
Экологичный автобус
Десятиклассник байкальской школы № 12 Александр Устюжанин интересуется искусством, поэтому на конкурсе выбрал направление «Твори». Первым его кейсом стал «Дом для культуры», где нужно было проанализировать ситуацию с оформлением и содержанием домов культуры, разработать слоган, креативное название и логотип.
– Я представил проект по модернизации местного ДК в Байкальске. Предложил из советского учреждения сделать модный центр творчества, чтобы привлечь в эту сферу как можно больше молодежи. Приятно, что мою работу одобрили, хотя о победе я даже не мечтал, – поделился Александр.
Николай Ахвледиани, 11-классник иркутской школы № 55, вместе с командой представил проект «Экологичный автобус». Цель – популяризация общественного транспорта.
– Наш автобус, который в идеале построят из полностью переработанных ресурсов, сможет ездить на трех видах топлива: электричество, газ и бензин. Внутри салона – различные QR-коды, чтобы пассажирам можно было послушать музыку, почитать историю города… Проект жюри назвали нереализуемым, потому что это очень дорого – выпускать такой транспорт. И, если честно, когда объявляли победителей, я меньше всего ждал услышать свое имя. Поэтому стать финалистом – для меня большая неожиданность, – рассказал Николай.
Вошла в число финалистов и девятиклассница Анна Музычук, которая представляла на «Большой перемене» образовательный комплекс «Точка будущего». Девушка предложила на платформе VK Mini Apps создать lifestyle-приложение «VKлючайся!». Суть в том, чтобы пользователь каждый день выполнял задания, например, пройти 10 тыс. шагов или посетить музей, и получал за это поинты. За повышение уровня – подарок в виде промокода на покупку книг или бесплатную поездку на такси для посещения интересных мест в своем городе. Так, по замыслу Анны, школьники меньше будут проводить времени в социальных сетях.
Вторая попытка
Некоторые ребята участвовали в «Большой перемене» второй раз. Есть такие среди лицеистов ИГУ. Кстати, это учреждение и лицей № 3 города Иркутска по итогам конкурса вошли в ТОП-30 школ. Они получат гранты – 2 млн рублей на развитие инфраструктуры.
Учащаяся лицея ИГУ Анастасия Виниченко в прошлом году на «Большой перемене» дошла до полуфинала:
– В этом раз поставила себе цель стать финалисткой, проделала большой путь в полтора года, и все получилось. Каждый этап конкурса был по-своему сложен. На первой командной гонке создавала проект, который помогал учителям и ученикам находить общий язык с помощью анонимной онлайн-платформы. В дальнейшем у меня были кейсы и по экологии, и по развитию образования в нашем государстве. То есть абсолютно разной направленности.
Анастасия выиграла миллион рублей, но главное для нее – не деньги. «Большая перемена» подарила ей друзей и бесценные навыки. Миллион девушка планирует потратить на обучение и развитие своего хобби – мечтает купить фотооборудование. Также ее интересует общественная деятельность, спорт, иностранные языки. Поступать после лицея планирует, скорее всего, на специальность «Международные отношения» в ИГУ либо в столичные вузы.
Еще один представитель из лицея ИГУ Семен Глазков в прошлом году до победы недобрал два балла. В этот раз победил. На конкурсе отважился выбрать новое для себя направление – «Меняй мир вокруг», кейс был связан с северной урбанисткой и архитектурой.
– Надо было вытащить кейс, связанный с архитектурной модернизацией северных районов на примере Мурманска. Я создавал архитектурные пространства, теплые помещения для севера, чтобы людям было комфортно там, – пояснил победитель.
«Большая перемена», отмечает Семен, кардинально изменила его взгляды на жизнь, появились новые интересы:
–Я долгое время планировал после лицея учиться на астрофизика. В приоритете был университет Петра Великого в Санкт-Петербурге. На «Большой перемене» попробовал себя в разных направлениях. И теперь сильно сомневаюсь, куда буду поступать. Меня заинтересовала режиссура, архитектура… Не исключено, что выберу даже театральный вуз.
Тренинг с телеведущим
Победительница – 11-классница из иркутского лицея № 3 Алиса Чепрасова говорит, что сложнее всего было в финале: особенно чувствовалась конкуренция.
– На полуфинале все относились к заданиям как к игре, и работа у нас была более продуктивная, потому что никто не старался перетянуть одеяло на себя. Но даже в финале, когда каждый хочет победить, мы действовали как дружная команда, благодаря чему заработали высокий балл, – отметила Алиса.
На «Большой перемене» дети не только защищали проекты, но и участвовали мастер-классах, квестах, играх. Именно это больше всего запомнилось девятикласснице Елене Вершининой из Усть-Илимска, тоже ставшей победительницей.
– Самое яркое, полезное на конкурсе – тренинги, особенно понравилось общаться с Александром Яковлевым, известным телеведущим. Он рассказал о том, как можно убеждать людей, объяснять свою точку зрения. Говорил про навыки soft-skills, которые сейчас очень важны. Благодаря ему я и смогла более продуктивно выступить на конкурсе, – уверена девятиклассница.
Справка:
Всероссийский конкурс «Большая перемена» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей», который реализуется в рамках нацпроекта «Образование». Старт второму сезону был дан в марте 2021 года, регистрация на специальной платформе завершилась в июне. Победителей определили по результатам защиты проектов и решения кейсовых заданий по четырем направлениям: искусство и творчество, образовательные технологии, среда обитания, общество. В проекте оценивалось умение работать в команде, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, коммуникабельность.