Свыше 600 млн рублей похитили интернет-мошенники у жителей Иркутской области
С начала 2021 года жители Иркутской области перевели аферистам в Интернете 607,4 млн рублей. В полицию поступило более 3100 сообщений от пострадавших (в прошлом году было 2,5 тыс.). Об этом на круглом столе в газете «Областная» рассказал врио начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по региону Юрий Ильенко.
Наиболее популярной схемой обмана стали телефонные звонки от лже-сотрудников банков, службы безопасности банков, полиции и прокуратуры. Зачастую аферисты используют испытанный прием – обращение по имени-отчеству и следующее затем сообщение, что кто-либо пытается списать с карты денежные средства. Человек оказывается в состоянии смятения и подсознательно начинает доверять мошеннику, который якобы хочет ему помочь, поэтому следует его инструкциям. Анти-тренд 2021 года, когда граждане даже берут кредиты, чтобы якобы поучаствовать в разоблачении мошеннической схемы.
Полиция советует при поступлении таких звонков необходимо прекратить разговор и перезвонить в службу безопасности банка, чтобы убедиться в отсутствии спецопераций и существовании тех или иных кредитных продуктов и т.д.
Актуальным стало так называемое «контактное мошенничество». Аферисты начали активно пользоваться курьерскими услугами. Если раньше в случае вымогательства денег для «помощи родственнику, попавшему в ДТП», к потенциальной жертве приезжал сам мошенник, то теперь используют таксистов или курьеров. К примеру, две недели назад пожилая жительница Иркутска вынесла таксисту 12 млн рублей. Таксист не подозревал, что участвует в мошеннической схеме и выступает соучастником преступления. Полиция работает со службами такси и доставки, предупреждает о бдительности при поступлении таких заказов, обращают внимание водителей на то, в каком психологическом состоянии находятся люди, передающие им что-либо.
В интернет-мошенничестве продолжают оставаться трендами схема перевода полной оплаты, либо предоплаты за несуществующий товар. Предприниматель в Бодайбо пострадал, приобретая через сеть башенный кран со стопроцентной предоплатой стоимостью 2 млн рублей. Актуальными остаются схемы обмана при покупке через Интернет смартфонов по более низкой цене, чем у поставщика. Важно удостовериться, что такой товар вообще у продавца есть, попросить фото товара, например, на листе белой бумаги, инструкции на него. Остается и обман покупателей при получении товара, когда в упаковке вместо смартфона может оказаться кусок мыла или колода карт. Можно попросить продавца запечатлеть на видео-факт упаковки и отправки товара. Лишь затем переводить деньги.
Возраст жертв интернет-мошенничества сейчас размыт. Ими становятся как пожилые, так и молодые люди. Остаются и схемы обмана на сайтах знакомств. Но они единичны.
Прокурор второго отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Регина Ахмедзянова отметила, что рост преступлений в сфере интернет-мошенничества составил 10%. Каждое шестое преступление совершается посредством мобильной связи и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
– Профилактика любых преступлений состоит в более сознательном отношении к любому неизвестному звонку. При истребовании денег следует прекратить разговор, перезвонить в банк, либо обсудить проблему с близкими людьми, – сказала эксперт. – При онлайн-покупках нужно убедиться в том, что онлайн-площадка официальная, а не сайт-двойник. Официальные сайты помечены специальными иконками. Не при каких обстоятельствах нельзя вводить логин и пароль своего онлайн-банкинга. К числу основных проблем и причин в работе по раскрытию краж и мошенничеств, совершенных с использованием мобильной связи и сети Интернет, относят межрегиональный характер совершения преступлений, когда потерпевшие могут находиться в одном субъекте РФ, мошенники – в другом, денежные средства перечисляются на счет банка в третьем субъекте. Чаще всего такие звонки и сообщения поступают из центральной части страны. Органами прокуратуры данному направлению деятельности уделяется особое внимание. Прокуроры городов и районов на постоянной основе проводят координационные и межведомственные совещания с правоохранительными органами.
В 2018 году усилена уголовная ответственность за хищение средств с банковского счета или электронных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа. Изменения направлены на повышение уголовно-правовой защиты граждан и организаций путем усиления уголовной ответственности за хищение чужого имущества, совершенного с банковского счета и электронных денежных средств. Можно долго рассуждать о психологических приемах, используемых преступниками (эффект внезапности, психологическое давление, сила убеждения и т.д.), однако, количество подобных фактов продолжает расти, что побуждает изыскивать новые способы работы с населением в целях предупреждения и пресечения подобного рода преступных посягательств.
Прокуратура неоднократно проводила встречи с гражданами, школьниками, учебно-игровые семинары со студентами-юристами, размещала информацию в СМИ, на проекте-лектории «Школа права. На сайте прокуратуры постоянно публикуется информация о способах профилактики преступлений подобного рода.
В прокуратуре создана межведомственная рабочая группа по разрешению проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении сообщений и расследовании преступлений в сфере ИКТ. В заседаниях помимо представителей правоохранительных органов принимают участие сотрудники ЦБ РФ, представители служб безопасности крупнейших банковских организаций региона.
Все чаще гражданам начали поступать звонки якобы от имени представителей прокуратуры Иркутской области со ссылкой на якобы проверки банковских организаций. Звонящие убеждают перевести деньги на специальный защищенный счет, используя методы психологического давления. На электронную почту, в мессенджерах направляются «подтверждающие» процессуальные документы или материалы проверок. Прокуратура официально заявляет, что подобного рода телефонные звонки и письма поступают исключительно от мошенников.
Работники органов прокуратуры не могут выяснять номер банковской карты, пин-код, код безопасности, данные для входа в онлайн-банкинг, не могут предлагать перечислять деньги за какие-либо операции или для их сохранности, в том числе со ссылкой на проводимые прокурорские проверки финансовых организаций или расследование каких-либо уголовных дел правоохранительными органами. Если звонящий начинает выяснять вышеперечисленные данные – нужно немедленно прекратить разговор и не паниковать. При желании убедиться, что звонили мошенники, перезвонить по телефонам прокуратуры.
При поступлении сообщений о блокировке банковских карт, аресте счетов, снятии денежных средств и (или) получении кредита и т.д. не стоит торопиться выполнять предложенный алгоритм действий, лучше перезвонить на горячую линию кредитной организации, чтобы убедиться в достоверности полученной информации. Сейчас рассматривается законодательная инициатива «правила второй руки», когда при переводе большой суммы может потребоваться подтверждение операции от близких родственников.
Специальные приложения, определяющие номера с подозрительной активностью, показывают свою эффективность. Если поступают подозрительные звонки с других регионов, их также можно проверить через Интернет. Важно оставаться бдительными и при покупках на сайтах объявлений. Указывая свое имя и номер телефона на таком сайте, при подозрительном звонке не следует подтверждать свое имя. Если на ваш счет поступили небольшие суммы средств, не подтверждайте их поступление, это тоже одна из схем мошенничества, чтобы удостовериться, что счет действующий.