Каково состояние почв в Иркутской области – эксперты
Состояние почв в Иркутской области обсудили эксперты 6 декабря 2021 года на круглом столе в пресс-центре общественно-политической газеты «Областная».
Ирина Белозерцева, заведующая лабораторией геохимии ландшафтов и географии почв Института географии им. В.Б.Сочавы СО РАН, доцент ИГУ:
– Мониторинг почв в Иркутской области ведут ученые, агрохимическая служба, Россельхознадзор. Наиболее загрязнены почвы вокруг промышленных предприятий Иркутска, Ангарска, Шелехова, Братска. В Шелехове увеличен объем производства алюминия в сравнении с советским периодом в два раза. Загрязнение почв, превышающее санитарно-гигиенические нормы, распространяется до двух километров, по розе ветров – до шести. В Братске – не только большой объем промышленных предприятий, но и распространены более ранимые таежные ландшафты.
Страдает и побережье Байкала, где ученые вблизи населенных пунктов наблюдают не только загрязнение, но и смыв почв. При смыве моющих средств байкальские воды загрязняются фосфатами, что может способствовать цветению воды. Антропогенное воздействие существенно везде. Оно влияет и на почвообразующие породы, которые, кроме того, в некоторых районах (Приольхонье и др.) имеют естественные повышенные фоновые концентрации ТМ, воздействуя на воды Байкала. Встречаются участки с повышенным радиационным фоном (в почвах и породах). В Приольхонье хаотично развивается дорожная сеть, которая влияет на почвы. Более-менее чисто в Бугульдейке, но в Листвянке, Большом Голоустном состояние почв также плачевно. На севере Байкала (Северобайкальск, Нижнеангарск), где развит рыболовный туризм, вдоль побережья идет железная дорога и множество СНТ, в почве выявляют в повышенных содержаниях тяжелые металлы, нефтепродукты, токсичные микроорганизмы фекального происхождения. Много фекальных микроорганизмов и в почвах Листвянке.
Рубки лесов и пожары также существенно влияют на состояние почв. При пожарах вносится зола и происходит подщелачивание почв, что является положительным, но при этом, может произойти смена ландшафтов, в зависимости от степени пожара и климатических условий для восстановления растительности. При ветровале нарушается почвенный покров. В Иркутской области по истечении времени лесные ландшафты после пожаров ранее восстанавливались, чему способствовало достаточное количество осадков, в отличие от территории Бурятии. В последнее время на севере области наблюдались сильные пожары и малое количество осадков. К чему это приведет, будем наблюдать.
Ольга Лопатовская, профессор ИГУ:
– Сообщаю, что 2021 год проходит под эгидой засоления почв. Во многих странах прошли семинары и конференции на эту тему, поскольку идет деградация земель в связи с потеплением, растут площади опустыненных земель, тает мерзлота, происходит развеяние песков (пример Песчанка на Ольхоне, аналогичные процессы происходят в Забайкалье). Площади засоленных почв в Иркутской области увеличились на 4%. Это связано с недостатком мелиоративных мероприятий. В последнее время все больше имеют востребованность специалисты в области почвоведения. Приглашаем к нам учиться, на кафедру почвоведения и оценки земельных ресурсов ИГУ. Наши ученики работают в научных и государственных организациях.
Наталия Коленченко, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия:
– Управление Россельхознадзора ведет надзор за землями сельхозназначения, кроме земель подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. В последние два года в связи с пандемией 90% проверок у нас внеплановые, из них 8% – по обращениям граждан. В текущем году проверили 11 тыс. га. Нарушения выявлены на площади 4,29 тыс. га (39%), связанные с нарушением использования земель, зарастания сорной и кустарниковой растительностью. 8% нарушений связаны с загрязнением и порчей земель. Фиксируются нарушения, связанные со снижением плодородия почв, ухудшением качественного состояния земель, выявляются случаи захламления отходами производства и потребления, факты незаконной разработки карьеров по добыче полезных ископаемых. Выявлено 20 несанкционированных свалок и один несанкционированный карьер на площади 3 га.
Сумма наложенных штрафов на хозяйствующие субъекты составила 2 млн 637 тыс. рублей. В результате принятых мер ликвидировано 9 очагов захламления, введено в оборот 1 194 га. Правообладатели оформили добровольные отказы от 11 земельных участков, по пяти земельных участкам было принято решение о расторжении договоров аренды. Все надзорные мероприятия сопровождаются отбором почвенных образцов, их исследованием. Всего проверено 1235 образцов. В 7% проб выявлено снижение по агрохимическим показателям и в 60% по химико-токсикологическим показателям.
Отдельную категорию представляют нарушения по нанесению вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды. Управление в 2021 году выявило четыре таких нарушения на 3 га. Сумма причиненного вреда составила 12,6 млн рублей. В суды направлено три иска на возмещение вреда на сумму 8,4 млн рублей, по исковым требованиям Управления принято два судебных решения об удовлетворении на сумму 1,1 млн рублей, еще одно решение суда – о возмещении вреда путем рекультивации земель.
Борис Самарский, директор ФГУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория»:
– Ежегодно Российская Федерация выделяет 60 млн рублей на все исследования, треть из них на исследование почв и земель сельхозназначения. Лаборатория в 2021 году провела 5 тыс. исследований. Между тем, получается, что государство больше заботится о землях, чем их владельцы. Функции муниципального надзора за землями сельхозназначения должны осуществлять муниципалы, но они этим правом не наделены. Необходимо это менять. Мощным загрязнителем являются агрохимикаты и пестициды. Их в каталоге более 20 тыс. Проверить продукцию на каждый – нереально. Еще 10 лет назад из КНР нелегально поступало огромное количество агрохимикатов и пестицидов. Заслугой Иркутской области стала нулевая квота на привлечение рабочей силы из КНР для работы в агропромышленном секторе. И мы были единственным регионом России.
В 2020 году принят 522-ФЗ, который вносит изменения в закон о безопасном обращении пестицидов и агрохимикатов. В полном объеме он заработает с января 2022 года. Закон позволит обеспечить лаборатории жидкостными и газовыми хроматографами. Региону уже выделено 117 млн рублей. Цена одной единицы оборудования – 68 млн рублей. Идет подготовка сотрудников для новейших исследований, исполнения регламентов применения. Таким образом, создается информационная система «Сатурн» для прослеживания агрохимикатов и продуктов с ними с момента ввоза на территорию РФ до хранения и использования.
Михаил Бутырин, директор ФГБУ «Центр агрохимической службы «Иркутский»:
– Центр с 1964 года проводит мониторинг почв. Уже проведено семь туров обследования пашни, пастбищ и сенокосов. Мониторингом почв занимается также Тулунская агрохимическая станция. Ежегодно проводится мониторинг почв более 180 тыс. га. Определяются гумус, содержание органического вещества, макроэлементы, фосфор, калий, кислотность, гидролитическая кислотность, сумма обменных оснований, тяжелые металлы, нефтепродукты, радиационный фон. Кроме того, в каждом районе находится по 2-3 реперных участка, в которых просматривается движение элементов по почвенному слою и накопление цезия и стронция.
Сельскохозяйственные угодья региона составляют 2 100 тыс. га, в том числе пашня – 1,600 тыс. га. Кислые почвы составляют 39,7%, причем очень сильно и сильнокислые составляют 231,7 тыс. га, что требует срочного известкования. За последнее время наблюдается увеличение на 9 тыс. га площадей кислых почв. В 80-х годах ежегодно известковалось по 10 тыс. га. Много кислых почв на пашне Баяндаевского района – 61,4%, Черемховского – 58%, Ангарского – 64,8%, Шелеховского – 81,8%, Заларинского – 52,3%, Нижнеилимского – 56,4%, Нижнеудинского – 76,6%, Тайшетского – 64,4%, Тулунского – 70,9%, Усть-Илимского – 84,1%.
С 2020 года планируется введение федеральной программы по известкованию кислых почв с компенсацией 50% затрат, но из-за больших затрат хозяйства отказываются от известкования. В области отсутствуют организации, которые могли оказать помощь хозяйствам по внесению извести.
Основным критерием плодородия почвы является содержание в ней органического вещества. С 1995 по 2020 гг. на 14% увеличились площади с низким содержанием гумуса и стало составлять 658 тыс. га или 42,1% от пашни. Более 50% с низким содержанием гумуса в Аларском, Боханском, Иркутском, Братском, Усольском. Более 60% Куйтунском, Нижнеудинском районах.
Причиной снижения гумуса является резкое снижение уровня применения органических удобрений из-за сокращения животноводства. Ежегодная потребность в них по области 6,4 млн тонн. В 1986-1990 гг. ежегодно вносили 3,6 млн тонн или 2,1 тонну на гектар, сейчас – 100-150 кг/га. Также перестали использовать торф, гидролизный лигнин, компост из опилок и т.д. В связи с сокращением животноводства из-за отсутствия кормовых культур нарушились севообороты. При недостатке азота растения вынуждены получать азот при разложении гумуса.
Исключительно важную роль в процессе вегетации растений играет фосфор. Он способствует развитию корневой системы, усиливает холодостойкость и засухоустойчивость, ускоряет развитие культур и ускоряет созревание. Между тем, площади с низким содержанием фосфора составляют 128,6 тыс. га или 8,2%. За последние 15 лет идет сокращение площадей пашни с высоким содержанием и увеличение площадей со средним содержанием фосфора. Средне возвышенное содержание фосфора по области с 140 мг/кг до 130 мг/кг. Эти процессы являются результатом снижения объемов применения фосфорных удобрений. Если в 1986-1990 гг. вносилось 17 кг/га пашни, то сейчас вносится 600-700 г/га.
Выросли за последние 10 лет почвы с низким содержанием калия 18,4% и стали составлять 431,6 тыс. га или 39,8%. Средневзвешенный показатель по области сократился со 120,5 мг/кг до 113,2 мг/кг. Если в 1986-1990 гг. вносилось по 11,4 кг/га, то в настоящее время по 600 г/га. Более 50% площадей с низким содержанием калия в Жигаловском, Шелеховском, Заларинском районах. По области за последние годы сложился отрицательный баланс питательных веществ и ежегодно выносится с каждого гектара 22 кг азота, 7 кг фосфора и 23,1 кг калия, которые не восполняются. Все это ведет к снижению плодородия, урожайности, а также качества продукции.
Евгений Комаров, заместитель генерального директора ООО «Химагро»:
– Предприятие занимается производством удобрений для некорневых подкормок. Хорошо зарекомендовало и стало уже известным гуминовое удобрение с натуральным хелатирующим составом, работающим на фиксацию необходимых микроэлементов и направленное на улучшение плодородия почв.
На фоне финансового состояния сельхозтоваропроизводителей, удорожания удобрений важно искать новые формы. Например, для сталелитейного производства РФ закупает тантал и ниобий в Бразилии. Сопутствующим отходом этого производства редкоземов является фосфор. Эффективность фракций размола по своему действию превосходит двойной гранулированный суперфосфат.
Между тем, в 150 км от Нижнеудинска разведано месторождение, которое обеспечило бы нашу страну и танталом, и ниобием. Пока же все удобрения мы завозим из-за Урала. Ангарский завод, производящий аммиачную селитру, работает на экспорт. «Химагро» поставляет в Иркутскую область микробиологические удобрения, позволяющие перевести фосфор и калий из труднодоступных форм. Мы бы могли восстановить недостаток фосфора и калия при затратах лишь 250 рублей на га. Это наиболее доступный и правильный путь, который позволит решить проблему питательности почвы и решит экономические вопросы сельхозтоваропроизводителей, получать урожайность порядка 30 центнеров с га, с прибавкой урожая от 25 до 40%.