Феномен Достоевского
200-летие со дня рождения великого русского писателя отметили в Иркутске. Творческие встречи «Достоевский. Театр. XXI век» организовал драмтеатр им. Н.П. Охлопкова. С 1 по 5 декабря в них приняли участие столичные и областные театры, а также московские и иркутские литературоведы. На лекциях и обсуждениях спектаклей говорили о феномене писателя – не только актуальности, но и востребованности его произведений на театральных подмостках всего мира.
– Федор Михайлович Достоевский – величайший мыслитель, писатель, философ мирового уровня, – подчеркнула министр культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина. – Эта неделя наполнена интересными событиями, спектаклями, лекциями, обсуждениями. Она стала хорошим продолжением мероприятий, посвященных Достоевскому, которые шли в наших учреждениях весь год. Высокий интерес к ним жителей говорит, что творчество писателя актуально до сих пор. Все это дает надежду и уверенность, что произведения Достоевского будет читать еще не одно поколение.
Театр в романах писателя
– В романах Достоевского очень велик потенциал театрального искусства, несмотря на то что это проза, – отметила театровед, театральный критик, журналист, заведующая литературной частью РАМТа Мила Денева. – Более того, это большие и очень словоцентричные романы. И вдруг они наряду с Чеховым и Шекспиром становятся самыми инсценируемыми в мире. Секрет в том, что в самой структуре романов Достоевского закодирован театр.
Мила Денева прочитала для иркутян лекцию «Достоевский: театр в романе и романы в театре». Она напомнила, что впервые роман писателя в 1910 году поставил на сцене Московского художественного театра Владимир Немирович-Данченко. «Братья Карамазовы» стали первым в истории русского театра спектаклем по прозаическому произведению, что кардинальным образом повлияло на развитие этого вида искусства.
– В романах Федора Михайловича ярко выражены все элементы драмы, – считает Мила Денева. – Есть очень подробное представление каждого персонажа, из которого можно легко составить так называемую биографию роли. В каждом романе присутствует эпизод повествования, который воссоздает расположение героев в пространстве, по сути – описание мизансцены. В каждом романе также есть эпизод картины – текст, который описывает наружность персонажей, атмосферу действия, дает режиссерские указания. Есть эпизоды действия, например многочисленные сны, повесть о великом инквизиторе, легенда о Луковке. Это некие микродрамы, которые можно ставить отдельно. И наконец, есть сцены-конклавы, когда в одном времени и пространстве собираются все персонажи. Происходит событие, которое меняет действие, и напряжение сбрасывается. Кроме того, главные персонажи Достоевского – это всегда драматические герои, которые на протяжении произведения претерпевают кардинальную трансформацию. Все эти элементы превращают его романы в готовое драматическое произведение.
По словам Милы Деневой, Достоевский в 1871 году сам дал универсальный рецепт, как ставить его произведения: «Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. (…) Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет?..»
– Большинство режиссеров идут этими двумя путями либо берут эпизод или первоначальную мысль, совершенно изменив сюжет, – отметила Мила Денева. – Поэтому все нападки литературоведов на тему того, что постановщики, дескать, извращают произведения Достоевского, – несостоятельны, так как он сам практически благословил режиссеров идти по этому пути.
Несмешной стендап смешного человека
В программе творческих встреч было семь спектаклей. Три из них – «Идиот», «Брат Иван» и «Игрок» – из репертуара иркутского драмтеатра. Два представили региональные театры – «Аистенок» показал «Дядюшкин сон», а ТЮЗ им. А. Вампилова – «Мальчики». Еще две постановки привезли московские театры. На камерной сцене «Кроткую» представил театр «Комната 4», а на большой сцене был показан моноспектакль по рассказу «Сон смешного человека» Московского государственного театра «У Никитских ворот».
В течение часа режиссер и исполнитель роли смешного человека Николай Рингбург держал в напряжении зал. Хотя из реквизита у него были только скамейка, нож, мел и спички. История человека, который внезапно во сне познал истину, звучала пронзительно и очень современно. После спектакля состоялось обсуждение со зрителями.
– Для меня «Сон смешного человека» – это произведение, которое можно доставать с полки и перечитывать, когда тебе холодно, плохо, что-то болит, и получать некое духовное облегчение, – признался Николай Рингбург. – Когда я работал над спектаклем, то задумался, какая форма мне, современному человеку, будет интересна? Размышлял я также над тем, кем этот смешной человек мог бы быть в наше время. Решил, что он – коуч, который знает истину и пытается ее донести до других. И он придумывает форму спектакля.
– У меня родились ассоциации, что это такой научно-познавательный рассказ – несмешной стендап смешного человека, – отметила Мила Денева. – Кстати, о том, что главный герой у нас – смешной человек. Давайте вспомним, что самый драгоценный свой роман о самом прекрасном герое Достоевский называет «Идиот», и маленький фантастический рассказ, в котором выражена квинтэссенция его мысли, то есть по сути – это дайджест самых драгоценных идей писателя, он озаглавил «Сном смешного человека».
Во время обсуждения, почему герой именно смешной человек, зрители и автор пришли к выводу, что это значит – другой, который не входит в привычные рамки, но при этом хочет изменить мир.
Итоги конкурса ШкиД
В конкурсе художественного слова «ШкиД – Школа имени Достоевского» приняли участие студенты ИГУ. Он вызвал большой интерес среди ребят, в итоге в финал вышли девять человек. Их выступления оценивали сотрудники Иркутского областного драмтеатра: заслуженные артисты РФ Елена Мазуренко и Яков Воронов, артист Николай Стрельченко, а также театровед Мила Денева. Возглавляла жюри педагог по речи, заслуженный работник культуры Тувинской АССР Галина Турчанинова-Родина.
Первое место единогласно присудили Роману Федосову, который покорил членов жюри своей интересной актерской природой, органичностью существования в сложном тексте Достоевского и удивительным совпадением фактуры чтеца с образом героя романа «Игрок». Второе место отдали Юлии Офертайте, а третье – Олегу Федюнину. Победителям вручили дипломы, сувениры, ценные призы, а также пригласительные билеты на спектакль «Игрок».