Старейший ледокол отремонтировали впервые за 30 лет
Обновленная «Ангара»
«Ангара» в Иркутске – это самое старое судно из сохранившихся ледоколов мира. Его восстанавливали по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев. За полгода кропотливой работы кораблю вернули практически первозданный вид.
Торжественное открытие обновленного ледокола «Ангара» состоялось 30 ноября. После приветственных речей под гимн России на корме подняли Андреевский флаг, курсанты военного учебного центра ИГУ выстрелили холостыми патронами в небо.
На ремонт судна из областного бюджета было выделено 6,1 млн рублей. Полгода работ были очень непростыми, отметил Сергей Ступин, директор Иркутского областного краеведческого музея:
– Объект уникальный. По ходу искали какие-то варианты решений, что-то приходилось переделывать. В итоге, на наш взгляд, все получилось качественно. Сотрудники музея, курировавшие ремонтные работы, были здесь и днем, и ночью, и в выходные, и в отпускные.
Начальник управления культуры администрации города Иркутска Антон Чернышов поделился, что для него как для иркутянина ледокол «Ангара» – один из главных символов города:
– С детства он вызывал невероятные эмоции: огромный корабль, еще и ледокол. По образованию я учитель истории. Одно дело, когда ты преподаешь предмет по учебникам, говоришь: читайте текст, смотрите на картинки, и совсем другое, когда ты приводишь детей в то место, которое и есть сама история.
Экскурсию по обновленному ледоколу провел Иван Беспалов, заведующий отделом Иркутского краеведческого музея. Он рассказал, что корабль восстанавливался по сохранившимся черно-белым фотографиям, историческим чертежам, но не всю информацию удалось найти в архивных документах. Например, было много вопросов, как выглядела рубка внутри. Тогда на помощь пришли очевидцы – люди, которые бывали на корабле, когда он еще действовал, это 50–60-е годы. Очень помог описать капитанскую рубку сын одного из бывших капитанов ледокола «Ангара» Георгия Васильевича Лазо.
Иван Беспалов считает, что сейчас корабль выглядит близко к первозданному виду. Хотя некоторые изменения все-таки есть. Например, стены рубки раньше были обшиты листовым металлом. Сейчас старую металлическую конструкцию демонтировали и обшили стены деревянными полотнами, изготовленными на заказ.
Рубка представляет собой две небольших комнаты. Первая часть – ходовая. Здесь в перспективе появятся навигационные приборы 19–20 веков, карты, чертежи ледокола, штурвал, компас, стол, где можно будет все близко просмотреть, почувствовать себя в роли капитана.
На шлюпочной палубе ледокола также привели в порядок ограждения, смонтировали деревянный настил: старый металл заменили на добротное дерево.
– С предыдущей железной палубой у нас была большая проблема. Из-за ее трещин и дыр топило административное помещение, а что самое ужасное – экспозицию. В ходе ремонта всю палубу загерметизировали, – объяснил Иван Беспалов.
Также вернули должный вид иллюминаторам, дымовым трубам, воздуховодам, балкам, перилам. В планах – провести реставрацию шлюпок.