Учителям и школьникам нужен цифровой этикет

Школы и отдельные классы в Иркутской области вынуждены переходить на дистант из-за вспышек ОРВИ и COVID-19. Что изменилось в такой форме обучения, и с какими проблемами сталкиваются педагоги, рассказали на прямом эфире с губернатором Игорем Кобзевым участницы Всероссийского форума классных руководителей – учитель начальных классов Екатерина Панфилова из Иркутска и учитель истории Валентина Синицына из Тулуна.

В начале эфира Игорь Кобзев напомнил, что в октябре эти учителя и еще 19 их коллег из 14 муниципальных образований Приангарья приняли участие в первом Всероссийском форуме классных руководителей. Форум объединил около тысячи человек – активистов школьного образования.

– Мы договорились с учителями, что сформируем векторы совместной воспитательной работы со школьниками, – добавил министр образования Иркутской области Максим Парфенов. – Необходимо будет учесть взаимодействие классного руководителя с родителями, педагогические традиции, вопросы безопасности в информационной среде и создание доверительного пространства.

Глава региона поинтересовался, как организована в школах система охраны. К нему в соцсетях поступает много обращений от родителей, сетующих на то, что охранниками в основном работают пенсионеры без должной физической подготовки. По словам министра, в областном бюджете впервые запланированы средства на антитеррористическую защищенность школ. Муниципальным образованиям будут предоставляться субсидии. Для контроля целевого расходования средств со следующего года начнется ежеквартальный мониторинг.

Следующий вопрос, которому Игорь Кобзев уделил особое внимание, касался школьного питания. Нравится ли оно детям, как они питаются, какие блюда предпочитают и что бы хотели видеть в рационе школьных обедов.

Педагоги пояснили, что ученики начальных классов в полной мере обеспечиваются бесплатным горячим питанием. Что касается меню, то дети, конечно, едят не все, что готовят в столовых. Например, некоторые ребятишки не любят рыбу или печень.

– В своей школе, например, мы проводим уроки о правильном питании, чтобы прививать эти навыки с раннего возраста, – сказала Екатерина Панфилова.

Губернатор поручил министерству образования продолжить мониторинг школьного питания с обязательным учетом мнения детей, а также предложил включать в процесс его организации школьных медиков.

– В декабре вместе с директорами школ, учителями и родительским комитетом мы проведем круглый стол по питанию, – предложил Игорь Кобзев. – Во многих школах сегодня к этому вопросу подключается родительский контроль, но где-то дела обстоят похуже. И школы по своему оснащению тоже разные.

«Как дистанционное обучение влияет на социализацию детей?» Этот вопрос стал следующим, заданным зрителями эфира.

– Впервые с дистанционным обучением мои ученики столкнулись в первом классе, сейчас они уже в третьем, – пояснила Екатерина Панфилова. – Раньше все было достаточно сложно, теперь гораздо проще. Дистант – вынужденная мера. Конечно, он ни в коей мере не может заменить реально присутствующего на уроке учителя. Тем не менее дети приняли эту форму обучения.

По ее мнению, педагогам нужно поработать над созданием цифрового этикета – как общаться на дистанционных уроках. Валентина Синицына обратила внимание, что на форуме были предложены бесплатные курсы для этого.

– Курсы организует образовательная платформа «Сферум». С 1 ноября она уже начала работать, и любой желающий может подключиться. Также для детей организованы такие платформы, как «Коммуникация» и «Культурный марафон». Они позволяют ребенку правильно общаться и выстраивать этическое взаимодействие друг с другом и со взрослыми, – отметила Валентина Синицына.

Игорь Кобзев поинтересовался у учителей, – что, на их взгляд, необходимо для более успешной реализации в регионе программы «Земский учитель».

По мнению Валентины Синицыной, это введение системы наставничества для молодых педагогов. А Екатерина Панфилова рассказала, что в школе № 14 уже проходят «недели молодого специалиста», когда начинающие учителя проводят открытие уроки, которые посещают более опытные коллеги.

В завершение беседы губернатор рассказал, что сегодня в регионе ведется строительство 19 школ. Кроме того, до 2024 года, согласно проекту Министерства просвещения РФ, в Иркутске будет построено 11 школ с численностью обучающихся более 10 тыс. человек. Также в течение следующих двух лет запланировано капитально отремонтировать 174 школы. Игорь Кобзев поручил министерству образования разместить на сайте подробную информацию о проведении ремонтов и строительстве школ в Приангарье, а также заверил, что прямые эфиры с педагогами отныне будут проводиться регулярно.

 

Справка:

В школах Иркутской области работает около 16 тыс. классных руководителей. С сентября 2020 года, в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, за счет средств федерального бюджета им выплачивается ежемесячное вознаграждение за классное руководство. В 2021 году на эти цели предусмотрено 2 млрд рублей.