Камнерезы Иркутской области ждут поддержки и готовят новые проекты
В пять раз выросло число участников конкурса «Серебряный Бабр» в Иркутске, который получил президентский грант. Камнерезное искусство может стать визитной карточкой Байкальского региона. Об этом на пресс-конференции в газете «Областная» 13 декабря 2021 года рассказали эксперты.
Посмотреть пресс-конференцию можно в группе «Областная» в Facebook по ссылке.
«Если пять лет назад для конкурса «Серебряный Бабр» хватало 14 выставочных витрин на 200 кв. м, то в нынешнем году уже не хватило 59 витрин на 1000 кв. м, число участников выросло в пять раз, – рассказал руководитель музейной и выставочной деятельности Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона Александр Белобородов. – Появились новые номинации, направления и нам без средств президентского гранта пришлось бы нелегко. Если бы не закрыли границы с Китаем и Монголией, то участников было бы значительно больше. Мы изначально поставили цель превратить фестиваль в большую семью единомышленников, которые бы росли при взаимодействии. Участниками фестиваля стали традиционно камнерезы России и Канады, впервые к нам приехали из Франции. Расширилась и география российских участников. Впервые в конкурсе приняли участие камнерезы из г. Кунгур, у них интересная школа работы по мягкому камню. Мощно представил себя Урал, его представители увезли Гран-при «Серебряный Бабр». Всего в России три камнерезных центра – Петербург, Екатеринбург и Иркутск. И в каждом центре теперь есть по Гран-при. За четыре дня фестиваля его посетили почти 6 тыс. человек».
Сегодня в творческом союзе камнерезов состоят 50 человек, но здесь постоянно работают над развитием, считая, что главная задача – удержать в Иркутской области талантливую молодежь. Изделия камнерезов дорогостоящи, многие мастера уезжают в центр России, где за их работу готовы платить больше. Сегодня в союз поступают заявки из других городов и стран, чтобы участвовать в выставочной деятельности, использовать сибирские нефриты и чароит.
Александр Белобородов также отметил, что за последние 20 лет появилось много современных техник обработки камня, превосходящих технологии Фаберже.
«В 2014 году на выставке в Идар-Оберштайне (Германия), где, наряду с камнерезными работами петербургских мастеров, были представлены иркутские, мы приятно поразили немецких коллег, поскольку российская школа сделала серьёзный технологический и художественный прорыв в обработке камня – после долгого упадка, вызванного революцией и другими катаклизмами в отечественной истории. Сегодня камнерезы используют 3D-станки, технологии 3D-моделирования и подбора цветов. И, тем не менее, ручной труд остаётся основным и незаменимым», – рассказал эксперт.
Президент ассоциации «Творческий Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона» Дмитрий Константинов напомнил, что корни камнерезного искусства в нашем регионе уходят глубоко. «Нефритовые статуэтки находили еще в некрополе Мальтинской палеолитической стоянки, возраст которой более 5 тыс. лет. Последние 20 лет, благодаря усилиям энтузиастов, таких, как Наталья Бакут (выходец питерской камнерезной школы и основатель современной иркутской камнерезной школы), ОАО «Байкалкварцсамоцветы», нашему творческому союзу, искусство получает новое развитие. За последние пять лет мы получили официальное подтверждение Эрмитажа о возрождении нами третьего центра камнерезного искусства в России», – рассказал он.
Руководитель отдела продаж ОАО «Байкалкварцсамоцветы» Оксана Власова обратила внимание, что фестиваль «Серебряный Бабр» мероприятие уникальное, поскольку совмещает на своей площадке мастеров и учеников камнерезного искусства, представителей разных школ, помогает создавать преемственность поколений, решить проблему кадрового голода для производства. ОАО «Байкалкварцсамоцветы» поддерживает конкурс, мастера компании принимают в нем участие сами.
«Компания участвует в создании максимально благоприятной атмосферы для гостей фестиваля, знакомит их с Байкалом и с регионом в целом, – сказала Оксана Власова. – Не все жители области знают, насколько у нас сильно камнерезное искусство, имеют представление об уникальности камней, добываемых в регионе. Иркутское камнерезное искусство вполне может стать центром притяжения туристов. В 1973 году наша компания стала первооткрывателем чароита, когда Юрий Рогов и Юрий Алексеев открыли месторождение чароитовой породы. И уже в 1975 году в качестве главных призов на международном кинофестивале в Москве мы представили изделие в виде шара из чароита, который олицетворяет нашу планету. И по сей день чароит наряду с нефритом пользуется большим спросом не только в России, но и заграницей. Мы выходим на экспорт изделий с США, Германией, Австралией, Францией, Арабскими Эмиратами, Новой Зеландией, Китаем и Индией. Изделия наших мастеров находятся во многих коллекциях ценителей натурального камня по всему миру. У нас на предприятии есть замечательный музей с уникальным собранием образцов нефрита, чароита и других минералов. Можно увидеть изделия из камня, которые делали в советские времена, а также современные работы наших мастеров камнерезов».
«Я с раннего детства полюбил камень, – рассказал заместитель председателя комиссии по культуре Общественной палаты Иркутской области, председатель общественного совета при министерстве культуры и архивов Иркутской области Сергей Снарский. – Мне всегда было интересно, почему появились драгоценные и поделочные камни, как формировались их цвета. Камни – это космос рядом с нами. Помогать возрождать камнерезное искусство, создавать творческий союз камнерезов было легко, потому что энтузиасты горят им. Надеюсь, наш союз ждет большое будущее».
Подготовить специалиста-камнереза стоит дорого, одно только рабочее место мастера обойдётся в 300 тыс. рублей. Как отметила Оксана Власова, резать по камню можно научиться, но, чтобы стать мастером, нужно раскрыть в себе талант, иметь пространственное мышление и художественный вкус. Даже чтобы выбрать камень, нужно его чувствовать. После фестиваля у компании появились договоренности о мастер-классах с камнерезами из других регионов. Но и мотивация играет не последнюю роль, талантливым ребятам нужна поддержка. «Мы принимаем участие и в других конкурсах, сейчас подаем заявки на конкурс Гохран России, впервые будем подаваться на уральский конкурс «Наследники Данилы-мастера». Важно, чтобы ребята участвовали, видели работы других мастеров, перенимали опыт», – заключила Оксана Власова.
Камнерезы ждут более пристального внимания и поддержки со стороны органов власти, считают необходимым создание более серьезной образовательной программы, создание новых рабочих мест, решение проблемы кадрового голода.
«Камнерезное искусство может стать визитной карточкой Байкальского региона. Если на нас обратят внимание и помогут в популяризации и реализации наших многочисленных проектов, камнерезное искусство станет брендом Иркутской области», – отметил Александр Белобородов.