«Интуиция у него была безошибочной»
Сегодня в нашей рубрике хочется рассказать о ветеране органов прокуратуры Равиле Закировиче Салимове. Совсем недавно профессионал, бережно и надежно защищавший общество и государство, ушел из жизни. Каким был человек, посвятивший себя служению Закону?
Стремление к справедливости
Равиль Закирович родился в первом послевоенном 1946 году, когда страна, ценой великих потерь завоевавшая мир, только-только залечивала раны. Работать паренек пошел с 14 лет – нужно было помогать большой многодетной семье. Окончив среднюю школу в Усолье-Сибирском, юный Равиль встал к станку, работал слесарем на заводе горного оборудования.
Он с детства отличался горячим стремлением к справедливости. И своей профессией избрал юриспруденцию. Успешно окончив юридический факультет Иркутского госуниверситета в 1971 году, пришел в прокуратуру Усолья-Сибирского. Там молодой специалист быстро познал азы трудной и ответственной работы. Несмотря на молодость, он так успешно расследовал сложные преступления, что удивлял бывалых правоохранителей.
На способного, энергичного, принципиального следователя обратили внимание. Это были времена, когда карьера строилась не по принципу «блата», а в соответствии с профессиональными, моральными и волевыми качествами сотрудника.
Вехи жизни
Продвижение по служебной лестнице не заставило себя ждать. В ноябре 1975 года Равиля Салимова направили в Тайшет на должность заместителя прокурора. В 1978-м он стал Тайшетским межрайонным прокурором. В его послужном списке – должности следователя по особо важным делам, прокурора Усолье-Сибирского, заместителя Иркутского транспортного прокурора, начальника отдела прокуратуры области по надзору за следствием в органах внутренних дел, заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора.
С 1985 по 1990 годы работал заместителем начальника отдела юстиции Иркутского облисполкома. Юрист высочайшей квалификации и уважаемый обществом человек, говорили о нем коллеги. Свою трудовую деятельность в органах прокуратуры Равиль Закирович завершил в должности старшего помощника Восточно-Сибирского транспортного прокурора в 1997-м. Он был активным, увлеченным, энергичным человеком. Ветерана не стало в феврале этого года.
«Я всегда стремился быть как отец»
Фигура прокурора всегда рисуется если не грозной, то очень значительной и вызывает уважительные чувства с легким оттенком боязливости. А наш герой никогда не терял сильных и добрых душевных качеств.
– Работал с людьми и сам был человеком. Ветерана отличали честность, принципиальность в отстаивании своей позиции по различным правовым проблемам, – вспоминают коллеги. – За год он мог работать над 72 уголовными делами, из которых 56 было направлено в суд. Он нес личную ответственность за каждое принятое решение.
Людей привлекали его внимательное отношение к чужим проблемам, желание помочь любому, оказавшемуся в трудном положении. Присущее ему чувство юмора помогало поддерживать позитивное настроение в любом коллективе, где он трудился.
– Чувство юмора у папы было отменным, – подтверждает его сын Артур Равильевич, который тоже сегодня работает в прокуратуре. – Он мог говорить смешные, юмористические вещи с абсолютно серьезным лицом.
– Вы избрали профессию, глядя на отца?
– Конечно. Он до сих пор является для меня идеалом. Я всегда стремился быть как отец.
– Что еще вспоминается от его работы?
– Когда мы жили в Тайшете, прокуратура была как семья. Сотрудники все вместе встречали новый год. Шились костюмы, назначался Дед Мороз, разыгрывались сценки, звучали поздравления. А работа у папы была нелегкой. Тайшетский район – протяженный и отдаленный. Транспорт в те годы был не всегда. В далекие поселки, в партии геологов на происшествия папа порой десятки километров добирался пешком или на случайном транспорте. А еще в районе было много исправительных колоний. В 70-е годы были случаи бунтов заключенных, а это серьезные инциденты.
Каждое дело – это всегда жизненная ситуация. Если пострадали дети, это затрагивало Равиля Закировича лично. Однажды в тайге, в одной из пещер он с товарищами нашел скелетированный труп женщины и ребенка. Эта история до глубин души потрясла каждого сотрудника! Срочно были подключены эксперты, проведено дознание. И выяснилось, что найденным останкам сотни лет, а это уже работа для археологов, а не криминалистов.
Тайшет был отправной точкой строительства БАМа. Медалью за стройку века наградили и Равиля Закировича. В 90-х годах в квартиру Салимовых проникли воры. Брать у честного и неподкупного прокурора было особо нечего. И воры польстились на медаль за строительство БАМа.
– В последние годы жизни папа, будучи уже на пенсии, приходил в прокуратуру, смотрел, как работают молодые следователи, и поражался количеству бумаг. Его удивляло обилие бюрократии. Он не мог понять, что один эпизод уголовного дела может уместиться в несколько криминальных томов. На транспорте сегодня больше расследуют дела экономического характера, отсюда бумаги, подробности. А отец все равно говорил, что раньше было больше дела, меньше бюрократии, – вспоминает Артур Равильевич. – Он порой мне помогал, что-то советовал. Интуиция у него была безошибочной, за 15 минут разговора уже понимал, что за человек перед ним.
Терпение – необходимейшая добродетель прокурора! И Равиль Закирович был терпелив.
– Он никогда не приносил рабочие проблемы домой. И никогда не повышал голоса на близких, даже если очень хотелось. Но внушение делал так, что запоминалось надолго, – говорит Салимов-младший.
Ветеран любил жизнь, свою семью, детей и внуков. Обожал природу, любил собирать грибы и ягоды, увлекался рыбалкой на Иркутском водохранилище.
Его жизнь оборвал ковид. Такие – сильные и волевые, никогда ничем не болеющие, падают только от прямого подлого удара.
Осталась добрая память о человеке. И династия прокуроров и юристов, гордо носящих его фамилию.
Справка
Равиль Салимов награжден нагрудным знаком «За безупречную службу», медалью «Ветеран прокуратуры», знаком отличия «За верность закону» 1-й степени, медалью Руденко.
Фото: архив семьи Салимовых