Как увеличить шансы поступления в ИГУ?
Плюс десять баллов
Мечтаете стать биологом, экологом, физиком? Иркутский государственный университет предоставляет своим абитуриентам беспрецедентную возможность поучаствовать в конкурсе научно-исследовательских проектов и получить дополнительные баллы для поступления в вуз. Мероприятие проводится при поддержке областного министерства образования.
Исследуя родной край
– Высшая школа Иркутской области активно работает со своими потенциальными абитуриентами: проводятся олимпиады, конференции, конкурсы. И мы в этом ее поддерживаем, – подчеркнула заместитель министра образования региона Елена Апанович. – Так, например, совместно с нашими вузами мы ежегодно проводим региональную олимпиаду «Золотой фонд Сибири», победителям, участникам и призерам которой засчитываются дополнительные баллы при поступлении. Межрегиональный конкурс ИГУ «Исследуя родной край» дает возможность абитуриентам заработать дополнительные 10 баллов. Это очень хорошее преимущество во время вступительных испытаний.
Как рассказал специалист центральной приемной комиссии ИГУ Антон Труханов, госуниверситет всегда отдает предпочтение думающим и креативным абитуриентам, тем, кто выходит за рамки школьной программы:
– Но как показывает практика, ученики, способные к наукам или увлеченные каким-то направлением, не всегда зарабатывают высокие баллы на ЕГЭ, ведь это еще и серьезный стрессовый фактор – ребята могут просто растеряться. Поэтому мы даем им возможность проявить свои способности в более комфортных условиях. Работая над проектами, они смогут продемонстрировать свой реальный потенциал, а бонусом им станут те самые дополнительные баллы, которые могут сыграть решающую роль при поступлении в наш университет.
На конкурс «Исследуя родной край» принимаются проекты по естественнонаучным направлениям – биологии, географии, геологии, химии, экологии, а также физико-математическим – информатике и информационным технологиям, математике, физике. ИГУ решил поддержать те отрасли, которые больше всего сегодня нуждаются в грамотных, талантливых и высококвалифицированных специалистах.
– Традиционно есть некие модные специальности, имидж которых сформирован медиа, но которые при этом не имеют ничего общего с реальными потребностями рынка труда, – отметил Антон Труханов. – Часто абитуриенты очень отдаленно представляют реалии будущей профессии. В то же время есть другие интересные и познавательные науки – биология, экология, геология – и спрос на специалистов в этих областях достаточно высок, особенно в нашем регионе. Наш конкурс поможет ребятам разобраться в своих предпочтениях, погрузиться в атмосферу этих увлекательных наук и окончательно определиться с будущей профессией.
В помощь – мастер-классы и инструкции
Заявки на конкурс «Исследуя родной край» будут приниматься до 31 января 2022 года. Его участниками могут стать не только школьники 9–11 классов, но и студенты средних профессиональных учебных заведений любого региона России. На YouTube-канале Иркутского государственного университета уже есть видеоинструкция по заполнению заявки. Все нюансы также изложены на сайте openday.isu.ru. Здесь уже активна форма для регистрации.
Кстати, участники могут представить несколько проектов в разных направлениях.
– Если ребята еще не определились со сферой своих интересов, то они могут представить два проекта, например, один по естественнонаучным направлениям, другой по физико-математическим, – отметил Антон Труханов. – Ведь дополнительные баллы будут учитываться при поступлении именно на то направление, по которому выполнена конкурсная работа. Однако участники должны понимать, что качество проектов при этом страдать не должно.
В помощь участникам конкурса в январе-феврале 2022 года на YouTube-канале ИГУ проведут три тематических мастер-класса: «Как написать научно-исследовательский проект?», «Как оформить презентацию?» и «Как выступать перед аудиторией?»
Прием проектов завершится 28 февраля 2022 года. Работы нужно будет отправить на электронный адрес zpk@isu.ru с пометкой «Конкурс». До 9 марта они будут проверены на антиплагиат и соответствие требованиям по оформлению.
– В проекте должно быть не менее 50% оригинального авторского текста, можно использовать цитаты, но очень важно при этом сделать список литературы, – пояснил Антон Труханов. – Проекты также будут проверены на техническое оформление и другие требования, которые обозначены в положении. Например, теоретическая часть должна составлять не более 1/3 от всего проекта, ведь нам важна новизна исследования. Участникам будет дано пять дней на устранение недочетов, если этого не произойдет, то работу снимут с конкурса.
Критерии оценки
Помимо актуальности темы и научной новизны, среди критериев оценки проекта: ее оригинальность, соответствие заявленной темы направлению конкурса, владение научными методами исследования. Оценивать работы будет компетентное жюри, которое сформируют по каждому направлению из профессорско-преподавательского состава вуза.
– В жюри войдут ведущие преподаватели Иркутского государственного университета, которые занимаются научной деятельностью и имеют достижения в своем направлении, – рассказал Антон Труханов. – Причем отдельно оценивается сам научный проект и отдельно – его защита.
Первый этап конкурса будет завершен 14 марта. Защита проектов пройдет в дистанционном формате с 14 по 28 марта. Основные критерии оценки второго этапа: логичность и структура изложения материала, ясность и грамотность речи, степень глубины и объема знаний в исследуемой теме, техническое оформление презентации, а также результаты ответов на дополнительные вопросы членов жюри.
Итоги конкурса подведут до 25 апреля. Участники, которые займут первые места в секциях, получат диплом победителя и 10 дополнительных баллов, которые они смогут использовать при поступлении в ИГУ. Напомним, что это максимальное количество дополнительных баллов, которое можно получить за индивидуальные достижения. Ребята, которым присудят вторые места, получат по восемь баллов. За третье место участники получат шесть баллов. Кроме того, все те, чьи работы будут допущены к участию в конкурсе и пройдут защиту, получат по три дополнительных балла.
Комментарии
Наталья РОГОВСКАЯ, заведующая кафедрой географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ, кандидат географических наук, доцент:
– В Педагогическом институте ИГУ готовят бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности-география» и магистров по магистерской программе «Географическое образование». Наши выпускники получают профессию учителя географии и безопасности жизнедеятельности. Ребята очень востребованы в школах Иркутской области и соседних регионов. Они работают педагогами-организаторами, заместителями директора по безопасности в образовательной организации. В перспективе могут стать и успешными директорами школ.
Полученные профессиональные компетенции в области географических наук, безопасности жизнедеятельности и педагогики позволяют нашим выпускникам выстраивать свою профессиональную карьеру в научной деятельности, в силовых структурах и МЧС, работать в органах охраны природы и государственных и муниципальных структурах управления.
Евгения МИШАРИНА, заведующая кафедрой гидробиологии и зоологии беспозвоночных биолого-почвенного факультета ИГУ, кандидат биологических наук, доцент:
– На нашем факультете студенты обучаются по направлениям биология, экология и почвоведенье. Каждое из них дает выпускнику широкий спектр сфер, где они смогут работать. Биологи очень востребованы в регионе, ведь его жемчужиной является озеро Байкал, которое хоть и можно назвать одним из самых изученных в мире, но оно еще таит в себе немало загадок. Его изучением занимаются биологи, ботаники, гидрологи и так далее.
Сейчас также очень актуальны экспериментальные направления в биологии, ведь мы живем во время пандемии, поэтому особенно востребованы специалисты-миробиологи и вирусологи. Они занимаются разработкой новых медицинских препаратов, биотехнологиями и другими направлениями. Микробиологи также востребованы в науке, на производстве, молочных заводах и мясокомбинатах. На факультете есть современные направления – биоинженерия, биотехнология, биоинформатика, а также классические – биофизика, биохимия. Ребята в процессе обучения определяются, что им ближе, наука или прикладные изыскания, и в зависимости от этого выбирают НИИ или идут на производство. Особенно ценятся узкие специалисты, например энтомологи. Это штучные профессии, и спрос на них очень велик в разных сферах.
Кафедра почвоведения и оценки земельных ресурсов – единственная от Владивостока до Урала. Многие ошибочно воспринимают почву как нечто, находящееся у нас под ногами, а на самом деле это уникальное биокостное тело, сочетающее в себе особенности живой и неживой природы. На этом факультете очень много практической работы. Почвоведы уже со второго курса работают на почвенных разрезах. Они востребованы в различных госучреждениях, науке и сельском хозяйстве.
Основное направление в подготовке экологов – экологическая экспертиза. Это допроектный экологический анализ и постпроектная оценка. Очень интересные и актуальные направления. Словом, сейчас исследования биологов очень востребованы во всех направлениях.