Казачьему роду нет переводу

Тетрадь, распухшая от вклеенных фото, вырезок из газет и распечаток, – после семьи, это самое большое богатство Игоря Наделяева. На полтораста страницах рассказывается история казачьего рода, уходящая корнями в XVIII век. Тетрадь пополняется новыми записями с 2000 года.

 

По следам восстания

Всего «родословных книг» создано три – две из них находятся сейчас у внучек Игоря Наделяева, которые продолжают семейную историю.

– Задумка о том, чтобы написать для будущих потомков наиболее полную историю родов, которые составляли основу семьи Наделяевых, возникла у меня уже давно. Основой послужила небольшая тетрадь, написанная лично моим тестем Василием Васильевичем Перфильевым в 1982 году, в которой он изложил историю рода Перфильевых, – рассказывает Игорь Николаевич.

Еще одним толчком для написания родословной стала статья в газете «Забайкальский рабочий», купленной во время командировки. В декабрьском номере 1987 года был размещен материал «Родовое гнездо», рассказывающий о людях, основавших село Урулюнгуй-Партия в Забайкалье в 70-е годы XVIII века. Название «партия» добавлялось к населенным пунктам, в которые селились партии ссыльных или преступников, отбывающих срок. Вероятными основателями поселения были либо вольноотпущенные со свинцово-серебряных рудников неподалеку от Нерчинского острога, либо ссыльные участники Крестьянской войны Емельяна Пугачева.

– Отец, Николай Александрович, подтвердил, что предки Наделяевых жили в Урулюнгуе. Казачья станица Урулюнгуй имела славу «баловня» – многие зажиточные казачьи семьи старались как-то отличаться друг от друга. Например, масть лошадей: табун рода Аксаковых был гнедой (черной – ред.) масти, Гладких – рыжей, Наделявых – саврасой (рыжая с черными гривой и хвостом – ред.), – продолжает Игорь Николаевич.

 


Александр Николаевич Наделяев с супругой Анной Николаевной и детьми: Лидией, Марией, Николаем, Клавдией

 

В конце XIX века, когда количество потомков родов Наделяевых, Аксаковых, Гладких, Епифанцевых и Миромановых стало слишком большим, а пахотных земель и пастбищ казачьим семьям перестало хватать, предки Игоря Николаевича перебрались в село Шивия, недалеко от Нерчинска. В наши дни это небольшое село в Чернышевском районе Читинской области и носит оно название Шивия-Наделяево.

 

Из Забайкалья в Париж за 80 дней

Казачья станица Курлыченская, к которой было приписано село Шивия, принадлежала Забайкальскому казачьему войску, основанному в 1851 году. Новая станица стала домом для прадеда Игоря Наделяева – Николая Ильича и двух его старших братьев. Дело было в конце XIX века.

– Семьи братьев вели общее хозяйство, постепенно богатели: выписали из Америки колесный трактор и механическую сенокосилку, выращивали пшеницу, излишки продавали на ярмарках, – вспоминает Игорь Наделяев, заглядывая в книгу. – Мой прадед очень любил лошадей. У него был купленный за хорошую цену рысак и богато украшенная повозка. На Пасху, Троицу и другие праздничные дни он вместе с женой и детьми выезжал со двора и чинно проезжал на украшенном экипаже по улицам казачьей станицы.

В начале XX века семья разделилась: прадед Игоря Николаевича решил дать своим детям – Анисье и деду нашего собеседника, Александру, образование, что было не только затратным, но и лишало семейство рабочих рук. Так, Николай Ильич отделился от братьев, забрав к себе жить престарелых родителей согласно казачьему обычаю.

Старшая – Анисья – выучилась в Нерчинской гимназии, впоследствии работала учителем. В родословной книге Игоря Наделяева упоминается интересный факт: учительница французского языка во время летних каникул ежегодно ездила в Париж и к началу учебного года возвращалась обратно в Нерчинск. Александр, из-за неспокойных лет, связанных с революцией 1905 года и началом Гражданской войны, посещал только церковно-приходскую школу.

– В 1915 году мой дед, Александр, был призван на военную службу в первый Сибирский казачий корпус, который после переподготовки в Чите был направлен на германский фронт. Воевать ему пришлось в составе первого Нерчинского полка, который принимал участие в Праснышской операции на территории Пруссии. Командиром полка был генерал-майор или генерал-есаул Александр Михайлович Перфильев. Вполне возможно, дальний родственник моему тестю, – отметил Игорь Николаевич.

В память о Первой мировой остался «Краткий молитвенник для православных воинов» – тоненькая серая книжечка величиной с современный паспорт. Теперь это семейная реликвия, занимающая почетное место в личном экземпляре родословной Игоря Николаевича.

 

Курс – на Иркутск

Большое семейство Наделяевых построило три дома, которые сохранились до наших дней. С приходом новой власти они были отобраны, после в них были размещены школа, магазин и администрация села Шивия-Наделяево.

Семья Александра Наделяева не торопилась вступать в новообразованный колхоз, как заметил наш собеседник, возможно, это было связано с тем, что они надеялись на статус семьи участника Гражданской войны. Не помогло – впереди казачий род ждала ссылка сначала в Красноярск, затем в Иркутск.

 


Семейная реликвия – «Краткий молитвенник для православных воинов»

 

В 1931 году Александр Наделяев вместе с тремя детьми (супругу на тот момент приютила у себя старшая дочь) оказался в поселке Квиток Тайшетского района. Отец Игоря Наделяева – Николай Александрович о времени, проведенном в Иркутске, вспоминал как о непростом.

– В тот год зимой случился в Иркутске и по всей области голод. В государственной торговле не было продуктов, а на рынках цены были баснословные, недоступные для ссыльных. Как говорил отец, в городе склады были завалены красной рыбой, которую почему-то никто не ел, хотя если ее вымочить в воде и сварить, то жить было можно и не голодать, – вспоминает рассказы отца Игорь Николаевич.

В годы Великой Отечественной войны Николай Наделяев служил водителем, участвовал в освобождении Праги. После капитуляции Германии его военную часть перебросили на границу с Японией, присоединив к Дальневосточному фронту.

После войны Николай Наделяев работал воспитателем в детском доме, а затем, окончив Иркутский государственный педагогический институт, – учителем и директором школы в селе Барлук Куйтунского района.

– К написанию родословной меня подтолкнула внезапная смерть отца в январе 1999 года. Во время поездки в село Барлук, где прошло детство, мой бывший классный руководитель Лидия Генриховна Шпанарская попросила написать для местного музея воспоминания о моем отце. Первоначальный вариант воспоминаний теперь хранится в историческом музее села, вместе с другими экспонатами, – сообщил Игорь Наделяев.

В планах у Игоря Николаевича посетить «родовую колыбель» – село Шивия-Наделяево, увидеть собственными глазами три дома, в которых некогда жил казачий род.