Праздник Белого месяца отметят в Иркутской области 2 февраля
В Иркутской области 2 февраля 2022 года отметят праздник Белого месяца – Сагаалган, Сагаалха. Наступит новый год по буддийскому календарю – год Синего Тигра стихии Вода. Об этом 5 января сообщила пресс-служба Иволгинского дацана.
По буддийской традиции перед встречей Нового года принято достойно проводить старый год: сделать уборку дома, а также принять участие в специальных ритуалах.
“Сагаалха является одним из больших буддийских праздников, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища”, – говорится в сообщении.
В субботу, 29 января, в 17 часов ламы проведут ритуал балин адисалга. Это благословение подношений, специально изготовленных к празднику.
Уже 30 и 31 января с 9 часов в течение полутора дней будет проходить молебен Десяти Защитников Учения – Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
В последний день января в 17 часов проведут молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Дугар (Белозонтичной Таре), Доржо Намжом, особый текст «Хамчу Нагбо» – для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов, обращение к Зеленой Таре, а также великий текст «Шэрнин» («Сутра Сердца»).
В 18 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер.
Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «соор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» подношение Чойжал сахюусану, и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения. Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста (очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок), салфетки или кусочки ткани, и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер. Кидать принесенные кусочки в костер, предназначенный для подношения защитнику Учения – Чойжал сахюусану, нельзя.
Правила для обтирания тканью, салфетками или тестом: сначала нужно покатать по лбу – символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая сознание, потом в ладошках – как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния. Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете все плохое, а также в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив. Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань (ни в коем случае не в полиэтилене!), приносят в дацан и бросают в меньший по размеру ритуальный костер.
Во вторник 1 февраля – день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 9 часов –молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).
В 17:00 пройдет ритуал Цедор Лхамын балин адисалга (благословения подношений).
В 19:00 начнется молебен, обращенный к богине Балдан Лхамо.
В среду 2 февраля в 6 часов утра начнется торжественный молебен Цедор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалхи, пройдет обмен хадаками, будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи.
Со 2 по 16 лунные сутки Сагаалхи ламы будут читать особый молебен –Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 3 по 17 февраля.
При этом принято на второй день Сагаалхи, 3 февраля, вывешивать хий морины – совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов – Хий Морин Сан. «Конь ветра удачи» – это символ, показывающий состояние благополучия человека.
В четверг 17 февраля будет прочитан Додудба – текст из сутры Праджняпарамиты. А 18 февраля в 9:00 пройдет специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.
Фото пресс-службы Иволгинского дацана