В Усольском районе пенсионеры воспитывают приемных детей-инвалидов
Своя ноша не тянет
«Я нашла свое счастье в детях», – признается жительница поселка Набережный Усольского района Гулсара Аширова. Вырастив четверых детей, вместе со своим супругом Тахиром они взяли в семью четверых тяжело больных сирот-инвалидов, чтобы подарить им родительскую заботу, тепло и любовь.
Украденная невеста
История жизни Гулсары Ашировой такова, что впору писать романы или снимать фильмы. На ее долю выпали такие страшные испытания, от которых у многих просто бы опустились руки. Родилась она в столице Узбекистана Ташкенте в 1960 году. Ее мама, казашка по национальности, влюбилась в русского парня. Но родные посчитали это большим позором и запретили ей выйти замуж, пригрозив закидать камнями. А узнав о рождении ребенка, заставили сдать девочку в детский дом. Родственник, работавший там директором, дал малышке свое отчество и фамилию. После того, как дочь-полукровка получила мусульманское имя Гулсара, мать забрала ее к себе, и они стали жить вместе.
Когда Гулсаре исполнилось 15 лет, на нее «положил глаз» сын судьи и председателя колхоза из Казахстана. Избалованный отпрыск богатых родителей, не привыкший ни в чем терпеть отказа, воспользовался старинным обычаем и просто украл невесту.
– Привезли меня прямо на свадьбу, переодели – и тут же за стол, – вспоминает Гулсара Турганалиевна. – Никакого ЗАГСа, конечно же, не было, ведь я была несовершеннолетняя. В тот же день, когда меня закрыли на кухне, чтобы не сбежала, я от отчаяния выпила уксус, получила ожог внутренних органов и две недели провела в реанимации. Все это время мои родные не знали, где я и что со мной. Им сказали, что я вышла замуж, только когда меня перевели в обычную палату.
Сразу после выписки из больницы Гулсаре принесли нянчить шестимесячного племянника старшего брата мужа. А еще она должна была выполнять всю домашнюю работу, ухаживать за скотом и виноградником. Супруг, как выяснилось вскоре, любил погулять и выпить. Возвращаясь после загула домой, принимался «учить» свою молодую жену, избивая до полусмерти.
«Терпи, дочка, мы все так живем», – утешали ее соседки. И она терпела, чтобы не позорить родных. За годы жизни с мужем-деспотом Гулсара родила и похоронила несколько детей. Малыши рождались слабенькими и не доживали до года. Выжили только две дочери – Роза и Алия.
Через восемь лет чаша терпения молодой женщины переполнилась. В очередной раз, когда изверг принялся за свою «учебу», она ударила его чугунной сковородкой, а после, схватив дочерей, выбежала из дома. На ее счастье, на дороге затормозил на стареньких «жигулях» какой-то старик. Выслушав историю Гулсары, он сжалился над беглянкой и привез всех к ее матери в Ташкент.
Любовь со второго взгляда
Гулсару с мужем развели через суд, а после мама устроила ее диспетчером на Ташкентский кабельный завод, где работала сама. Маленькой зарплаты, чтобы растить дочерей, не хватало, поэтому Гулсара подрабатывала то уборщицей, то грузчиком. На мужчин после пережитого ада, говорит, даже не смотрела, хотя недостатка в поклонниках не было. Все изменилось после того, как судьба свела ее с Тахиром Ашировым, работавшем на том же заводе механиком.
– В 1986 году, когда проходил ХХVII съезд КПСС, я написала письма Валентине Терешковой, в передачу «Человек и закон» и в приемную съезда с просьбой помочь мне, одинокой матери, в выделении квартиры, – вспоминает Гулсара Турганалиевна. – И квартиру мне дали! Надо было покупать мебель, и Тахир вызвался помочь. Поехали мы в магазин, и он выбрал все, что нужно, а после собрал и расставил. А потом предложил выйти за него замуж. Я говорю: «Хорошо, завтра в 12 часов пойдем в ЗАГС. Опоздаешь хоть на минуту – ждать не буду».
Тахир пришел на несколько часов раньше. Нарядный, с цветами. 29 мая они подали заявление, а 6 июля расписались. Никакой любви с первого взгляда, признается Гулсара, у нее не было, зато «со второго» получилась такая, что выпадает далеко не каждой женщине. Вместе они уже 36 лет. Кроме Розы и Алии вырастили двоих совместных детей – сына Рената и дочь Зульфиру. А сейчас радуются 15 внукам и двум правнукам.
Конечно, не обошлось и в новой семье без горестей и потрясений. Сначала от заражения крови после операции умерла Роза, оставив восьмилетнюю дочку Машу. Бабушка и дедушка вырастили девочку, заменив ей родителей. А вскоре им всем пришлось менять место жительства. После развала СССР жить в Узбекистане людям других национальностей стало еще сложнее, поэтому в 2003 году Ашировы решились на переезд. Поехали на родину Тахира – в деревню Касьяновка Черемховского района, захватив всего несколько чемоданов с вещами. Позже жили в Ангарске и Иркутске, пока десять лет назад не купили дом в поселке Набережный Усольского района.
«Какие дети в 54 года?»
– Раньше этот домик был совсем небольшой, только кухня и комната, муж сам пристроил три спальни и санузел, – хвалится Гулнара Турганалиевна. – Отопление у нас бойлерное, а воду берем из скважины, она у нас прямо на кухне. Еще есть большой огород, погреб осенью забиваем соленьями-вареньями под самую завязку. Держим две дойных коровы, бычков, лошадей, а на лето берем гусей и кур-несушек. Молоко, мясо, яйца – все свое, не покупное!
На вопрос зачем такое большое хозяйство им вдвоем – дети-то выросли и разъехались, хозяйка всплескивает руками:
– Как же вдвоем, когда нас семеро?
Оказывается, кроме девятиклассницы Даши, которую супруги удочерили до переезда в Набережный, у Ашировых еще четверо маленьких ребятишек – двое усыновленных и двое под опекой. А появились они в их семье семь лет назад, можно сказать, волею случая.
Гулсара Турганалиевна – человек верующий, и накануне очередной исповеди, рассказывает, увидела сон: выходит она к какому-то болоту из леса, а в нем по пояс в грязной воде стоит маленькая девочка и плачет, протягивая к ней руки. Батюшка, выслушав рассказ прихожанки, сон «расшифровал» так: «Будут у тебя еще дети, и дети непростые!».
– Какие дети в 54 года? – всплеснула руками она, но вскоре совершенно случайно увидела фотографию той девочки из своего сна в базе данных детей-сирот. Оказалось, что Настя воспитывается в одном из приютов Усолья. Девочка оказалась прикованной к инвалидному креслу из-за сложнейшего детского церебрального паралича.
Во время знакомства с будущей приемной дочкой Гулсара Турганалиевна обратила внимание еще на одного «желторотика» – двухлетнего мальчонку. Он тоже не мог ходить, зато шустро передвигался, опираясь на руки и колени. Когда потрясенная женщина увидела ладошки малыша, покрытие огромными натоптышами и мозолями, сердце ее дрогнуло. И Виталик уехал из приюта к Ашировым вместе с Настей. Через некоторое время нашли свой новый дом у супругов и Дима с Валерой. Дима – слепой после перенесенного менингита, а от Валеры биологические родители отказались из-за его тяжелых ментальных нарушений.
– Не тяжело справляться с такими ребятишками, ведь вы оба уже немолодые? – осторожно интересуемся у приемной мамы.
– Да что вы! – улыбается та в ответ. – Как говорится, своя ноша не тянет. В них – секрет моей молодости. Хочешь-не хочешь, а приходится двигаться, шевелиться, а так бы что: сидели вдвоем перед телевизором да болячки свои перебирали? Мое утро, например, начинается в 6 часов. Ребятишки просыпаются, зовут из своих комнат. Нужно всех поднять, умыть, перепеленать, накормить… Зато какая радость видеть в них изменения! Настя у нас уже начала ползать, пытается говорить. Виталик научился ходить, хоть и на носочках, зато без поддержки. Дима и Валера перешли на домашнее обучение. Да мы за семь лет с ними ни разу в больницах не лежали, несмотря на все их диагнозы!
Материнская слава – общая награда
В конце прошлого года в семье Ашировых произошло важное событие. В числе 22 жительниц Приангарья Гулсару Турганалиевну наградили почетным знаком «Материнская слава». Эту награду многодетная мама считает общей со своим мужем. Разве могла она одна без его крепкой опоры и надежного плеча решиться на такой непростой шаг? Ведь это настоящее счастье, что с ней рядом после всех страданий оказался настоящий мужчина, готовый разделить и радости, и горести, и даже участие в непростой судьбе обездоленных ребятишек.
Фото: архив семьи Ашировых