Крещение без моржевания
Об истинной сути праздника Богоявления рассказал иркутский православный священник
В этом году из-за санитарных ограничений в праздник Крещения Господня отменены массовые мероприятия на льду водоемов. Однако традиция народных купаний в иорданях является хоть и благочестивой, но не вполне церковной. А водосвятие и все необходимые службы 19 января все равно пройдут, пусть и возможно с меньшим участием верующих. О нюансах жизни прихожан в пандемию, о Таинстве крещения и собственном пути к вере корреспонденту «Областной» рассказал священник Спасского храма Иркутска, протоиерей Павел Телегин.
Купание в проруби грехи не смоет
– Отец Павел, многие люди, конечно, недовольны ограничительными мерами. Но, как я поняла, например, до революции в праздник Богоявления верующие массово не окунались в иордани?
– Традиция массовых купаний в проруби в этот праздник достаточно молодая. Она народная, благочестивая, но не имеет непосредственного отношения к церковной жизни. Хотя церковь ее поддерживает, но отвергает ее различные злоупотребления. Например, недопустимо окунаться в иордань на Крещение выпивши. Это происходит от недостатка веры и может быть опасным для жизни.
Кто-то считает, что достаточно искупаться в ледяной воде в этот день, и грехи смоются, простятся. Это так называемая собственная вера – удобная, исключающая таинство покаяния, к которому нужно готовиться, испытывать свою совесть. Понятно желание людей очиститься, особенно в этот день. Но, все-таки, очищение души в первую очередь связано с исповедью, с сердечным желанием оставить грех. И, бесспорно, нельзя путать купания с таинством крещения человека, которое происходит только один раз в жизни и совершается священником с чтением определенных молитв.
В пандемию важна духовная помощь
– Как живут приходы в пандемию?
– Мы уже освоились с этой новой болезнью. Никоим образом духовная жизнь пострадать не должна. В 2020 году и патриарх, и епископы призывали верующих беречь себя, оставаться дома, ведь не было понятно, с чем мы столкнулись. Однако стало ясно, что люди, не посещая храмы, не участвуя в таинствах исповеди и причастия, чувствовали склонность к унынию, печали, депрессии. Но при этом церковь никого не лишала ни молитвы, ни таинств даже в «красных зонах» больниц.
– Учитывая тяжелое воздействие коронавируса на нервную систему, наверное, у больных верующих еще более острая потребность была в этом?
– Да. Я общаюсь с людьми, в том числе с нашими прихожанами, которые пережили заболевание, и они подтверждают, что были очень близки к отчаянию. Они испытывали порой полную беспомощность. В таком состоянии людям особенно необходима духовная помощь.
Однако это тоже промыслительно и в некотором отношении полезно. Ведь рушится то земное, на что человек слишком надеялся. Здоровье может подвести, а Бог – нет. Господь в страданиях становится для человека ближе, он никогда его не оставит. Соответственно, и церковь не должна оставлять людей.
– Как людям вести себя в такой сложный период?
– Верить в защиту Божию, но помнить поговорку «На Бога надейся, да сам не плошай». Господь посрамляет самонадеянных и гордых. Кому надо, привились, получили QR-коды. У меня, к слову, QR-код есть. Но мы, священники, стараемся не поднимать лишний раз тему, связанную с вакцинацией. Она непростая, у многих есть своя точка зрения. Мы понимаем, что самое опасное – это разделение людей внутри церкви.
Порой встречаются истеричные алармисты, они верят в различные конспирологические теории, категорично отрицают любые прививки, распространяют фейковые новости. Этим они распространяют вокруг страх, недоверие, злобу и вражду. В их слушателях поселяется беспокойство, тревожность и осуждение, так что они вообще забывают о том, что Бог нас бережет и сохраняет.
К крещению нужно подходить осознанно
– О чем верующим нужно помнить в день Богоявления?
– Во-первых, неплохо, если даже нецерковный человек будет знать историю праздника, в чем его смысл. Можно посмотреть публицистический фильм о Крещении, например, митрополита Иллариона (Алфеева). Очень хорошо почитать Евангелие.
Следует помнить, что человек крещеный уже давно вступил в отношения с Богом. И большинство людей это прекрасно понимают. Они этого и хотели, когда крестились.
– Я помню, как сама крестилась в начале 90-х в вместе с детьми из детсада, куда ходил мой младший брат. Нас целый автобус в Тельминскую церковь привезли. У всех была одна крестная – заведующая детским садом. Сейчас, наверное, такого уже нет?
– Раньше всех подряд крестили. Был такой этап в жизни нашего народа. С приходом нашего нового владыки Максимилиана ввелись обязательные как минимум две беседы перед крещением. Сейчас большое значение мы уделяем просвещению человека, чтобы он знал, зачем креститься, кто такой крестный, что такое церковь, основные понятия библейской истории и пр. У человека появляется уже кой-какое понимание. Бывает, что мы говорим некоторым людям, что они еще не готовы пройти таинство крещения. Например, родители, которые решили покрестить ребенка, не хотят понимать, кто такой Бог, им это не надо. Нужен просто обряд. Но к Господу нужно подходить с покаянием, зная, что такое грех. Сейчас мы ждем от людей более осознанного отношения к крещению, а не безразличия.
– Многие невоцерковленные люди приходят в храм, чтобы крестить детей. Что говорят родители перед таинством, почему они принимают такое решение, чтобы дать дополнительную защиту?
– Когда родители ждут ребенка, то стараются все для него сделать – купить хорошую коляску, колыбель, одежду и пр. Но многие понимают, что это только внешняя часть жизни человека. Люди ощущают присутствие другого мира, что оттуда может прийти то, чего они никак не ожидают, и стремятся дать защиту своим детям. У многих срабатывает генетическая память, и они вспоминают о Господе. И это правильно, ведь Господь пришел защитить людей от дьявола. Задача церкви в том, чтобы у людей вера не оставалась на этом уровне, а развивалась. Необходимо не просто чувство защищенности, а единство с Богом, молитва. Нужно, чтобы человек знал Бога и доверял ему. От Бога не надо прятаться.
А бывает, люди боятся странных вещей. Я недавно встретил женщину, у которой умерла мать, она в слезах рассказывает: «Батюшка, мама готовилась к смерти, одежду собрала красного цвета. А мне сказали, нельзя в красном хоронить, кто-то еще умрет из близких. Приходится новую одежду покупать». Я ей сказал, чтобы не боялась ничего и хоронила маму в той одежде, которая есть. Это суеверия от духовной слепоты.
Прихожане возвращаются в храмы
– Батюшка, я читала, что вы сами крестились уже взрослым после того, как выучились сначала на финансиста, потом на продюсера. Что сподвигло на это решение?
– Мне было 25 лет. Я тогда работал в Москве и ощущал сильное психологическое давление, искал защиту. До этого церковь в моей жизни не присутствовала, зато был внутренний поиск духовных основ, смысла.
Однажды приехал к родителям в Иркутск. В центре Микрохирургии глаза мне делали операцию, и я как-то проходил там мимо часовни, где шло крещение, услышал выражение «воины Христовы». И оно запало в душу. Хотя я не знал Христа. Было только некое представление о воинстве духовном. Я читал Карлоса Кастанеду, там было про путь воина. И меня это трогало. В общем, я потом поехал в Листвянку и покрестился. Через несколько месяцев, уже в Москве, начал ходить в храм, воцерковился, нашел свой путь.
Да, сейчас непростые времена для всех. Количество прихожан из-за пандемии в храмах сократилось. Но они постепенно возвращаются. При нашем храме снова начала работать воскресная школа. Мы по-прежнему соблюдаем меры охранения, к примеру, обрабатываем лжицу для причастия. Большинство людей носят маски, берегутся. Многие сделали прививки.
Такие кризисы, а само это слово переводится как «суд», обнажают состояние души человека, его веру. Проверяются его качества – смиренный он или нет.
Если человек живет по заповедям Божиим, если верит и любит Христа и никогда от него не отречется, ему вообще нечего бояться. Будь законопослушным гражданином, живи по совести, придай себя в руки Божии, и все будет хорошо.