Игорь Мельников: Око государево не дремлет

Восточно-Сибирский транспортный прокурор подвел итоги работы за 2021 год

12 января прокуратура России отметила 300-летие. Накануне праздника мы встретились с руководителем Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Игорем Мельниковым. Он рассказал о нарушениях в работе транспортных компаний, результатах прокурорской проверки авиакатастроф, выявлении организованных преступных групп в лесной сфере.

 

Выплата зарплат – в поле зрения прокуратуры

– Игорь Анатольевич, повлияла ли пандемия коронавируса на работу ведомства?

– Пандемия повлияла на все аспекты жизни. В самом начале, когда были локдауны, сотрудники, в том числе контролирующих органов, которых мы привлекаем к проверкам, тоже работали дистанционно. Однако око государево никогда не спит. И в определенных аспектах нам добавилось работы.

 

 

Это, например ,надзор за соблюдением прав пассажиров на всех видах транспорта в связи с вводимыми ограничениями. Также мы уделяли внимание защите прав медработников на получение дополнительных выплат. Так, на личном приеме у моего заместителя представители коллектива лаборатории медико-санитарной части АО «Международный Аэропорт Иркутск» жаловались на невыплату стимулирующих надбавок медработникам, оказывающим медпомощь по диагностике и лечению COVID-19.

Я не могу сказать, что это было умышленное нарушение законодательства, скорее всего, двоякое трактование постановления правительства. Тем не менее прокуратура в ситуации разобралась, обосновала свою позицию. Работники медучреждения положенные выплаты получили.

Также в условиях сокращения объемов перевозок было важно обеспечивать права сотрудников транспорта на своевременную оплату труда. При этом, несмотря на ухудшение финансового состояния предприятий отрасли, удалось не допустить возникновения задолженности по зарплате на поднадзорных предприятиях транспорта.

 

– Как соблюдается законность в транспортной сфере?

– Нарушения допускаются на всех видах транспорта. Особое внимание прокуроры уделяют вопросам безопасности движения на железной дороге, плавания и полетов, антитеррористической защищенности. Обеспечивается защита прав предпринимателей, работающих в сфере транспорта, контролируется соблюдение законодательства при строительстве и реконструкции объектов транспорта, в первую очередь БАМа и Транссиба.

 

 

Государство выделяет на развитие транспортной инфраструктуры серьезные средства в рамках нацпроекта, и здесь тоже необходим мониторинг, как они расходуются.

Если говорить о состоянии законности, то в 2021 году работа ВСЖД была безаварийной. Мы систематически проводим проверки, принимаем превентивные меры. Выявляем нарушения, на которые принимаются меры прокурорского реагирования.

 

 

На водном транспорте в 2021 году допущена одна авария – взрыв в грязевом танке нефтеналивного теплохода «Семен Дежнев», шесть крушений были на ЗабЖД, и еще, к сожалению, на нашей территории случились две авиакатастрофы.

 

– Что показали проверки крупных ЧП на транспорте, включая авиакатастрофу Ан-12 под Иркутском, которая произошла 3 ноября 2021 года, и аварийной посадки в иркутском аэропорту борта компании S7 2 декабря текущего года?

– В двух авиакатастрофах 2021 года погибли 13 человек. По результатам прокурорской проверки катастрофы пассажирского судна ООО «Аэросервис» в районе села Казачинское Иркутской области 12 сентября установлены случаи ненадлежащего обслуживания авиационной техники, несоблюдения порядка и сроков подготовки авиаспециалистов, непроведения должного анализа и обработки полетной информации и др. По итогам проверки внесено семь представлений, шесть лиц привлечено к административной ответственности.

Что касается катастрофы грузового самолета Ан-12 БК ОАО «Авиакомпания «Гродно» (Республика Беларусь) 3 ноября, то прокуратурой с привлечением специалистов Госавианадзора проведены проверки в аэропорту вылета рейса из Якутска и прилета в Иркутск, а также в Аэронавигации Восточной Сибири. Нарушений требований законов не установлено. Расследованием авиапроисшествия занимаются Международный авиационный комитет и аппарат Следственного комитета России.

По вынужденной посадке самолета А-321 авиакомпании «Сибирь» могу сказать, что службы аэропорта приняли все необходимые меры. Сама авиакомпания поднадзорна Западно-Сибирскому транспортному прокурору. Ему я сообщил о ситуации еще до посадки самолета, когда он только кружил здесь. ЗСТП проводит свою проверку. А Дальневосточная транспортная прокуратура проверяла в Магадане вопросы, связанные с заправкой самолета, обработкой противообледенительной жидкостью и пр. Наша задача здесь –соблюдение прав пассажиров самолета. В случае длительной задержки им обязаны были предоставить гостиницу, обеспечить горячим питанием. Это все мы отконтролировали, вопросов не было.

 

– Достаточные ли меры принимаются авиакомпаниями для обеспечения надежности и безопасности?

– На поднадзорной территории коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов осуществляют восемь эксплуатантов. В Иркутской области это авиакомпании «Ангара», «ИрАэро», «АэроБратск», в Республике Саха (Якутия) – «Якутия», «Алроса», «Полярные авиалинии», в Забайкальском крае – «Аэросервис», в Амурской области – «Амурская авиабаза».

 

 

И не все авиакомпании принимают достаточные меры для обеспечения безопасности полетов. Тому подтверждение – катастрофа с самолетом авиакомпании «Аэросервис».

Кроме того, вызывает беспокойство неудовлетворительное финансовое состояние авиакомпании «Якутия». На это, видимо, повлияли пандемия и не слишком эффективное управление. Недавно я направил информацию главе республики на эту тему. Руководство Якутии выделило авиакомпании финансовую помощь. Почему я делаю на этом акцент? От финансирования вытекает все остальное: подготовка экипажей, обслуживание бортов, приобретение запчастей и пр. Это напрямую влияет на безопасность полетов. По нашим представлениям заместитель гендиректора авиакомпании был отстранен с переводом на нижестоящую должность. Внесено представление собственнику, и генеральный директор также досрочно был освобожден от занимаемой должности.

 

Коррупционных нарушений по-прежнему немало

– Что вы можете сказать о работе по противодействию коррупции?

– Число выявляемых в этой сфере нарушений остается значительным – в этом году их 445, в аналогичном периоде прошлого года было 476. Подавляющее большинство нарушений прокуроры установили по результатам проверок достоверности представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Напомню, что руководители государственных корпораций, исходя из указа президента, обязаны ежегодно, как госслужащие, подавать справки о доходах, банковских счетах, объектах недвижимости, машинах. Но прокуроры выявили там много нестыковок. Также не всегда исполнялись нормы закона, связанные с требованиями о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Указанные нарушения выявлялись в структурных подразделениях ОАО «РЖД», таможне, органах внутренних дел на транспорте.

 

 

Профилактике коррупции транспортные прокуроры уделяли особое внимание, даже разъясняли законодательство на встречах в трудовых коллективах.

 

Лидеры лесных ОПГ оказываются за решеткой

– Приведите примеры успешного взаимодействия ВСТП с правоохранительными органами или другими подразделениями прокуратуры.

– Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является противодействие незаконному вывозу древесины за пределы таможенной границы Евразийского экономического союза. Здесь ведется системная работа, налажено межведомственное взаимодействие.

По разным оценкам, вывоз леса за границу сейчас снизился на 60%. А это снижение идет за счет черных лесорубов, ведь добросовестные лесопользователи как добывали древесину, так и добывают. Совместно с таможней и другими правоохранительными органами разработаны эффективные алгоритмы проведения комплексных проверочных мероприятий. Здесь нам пригодился опыт, наработанный еще в прокуратуре Иркутской области. В итоге удалось выявить большие группы, которые занимались всей цепочкой контрабанды: рубка, вывоз, внешнеэкономические контракты. Работа была проделана очень большая, вплоть до того, что по нашим мерам реагирования незаконные лесозаготовители – чего раньше не было вообще – в одностороннем порядке разрывали внешнеэкономические контракты с Китаем.

В 2020 и 2021 годах выявлено более 2 тыс. нарушений закона в сфере лесопользования, таможенного, валютного законодательства. В целях их устранения внесено 385 представлений, по итогам рассмотрения которых в дисциплинарном порядке наказано 150 лиц. По возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях к ответственности привлечено порядка двухсот юридических и физических лиц, им назначены штрафы на сумму более 4 млн рублей.

По материалам проверок, направленным нами в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено 48 уголовных дел, в том числе по фактам контрабанды леса, оборота незаконно заготовленной древесины, уклонения от репатриации валютной выручки, создания фирм-однодневок.

Помимо контрабанды и незаконного оборота древесины также вскрывались факты создания фирм на подставных лиц, невозврата валюты, легализации денежных средств и коррупционные преступления, совершенные должностными лицами РЖД и Россельхознадзора.

В целом по данной категории дел сформирована положительная судебная практика. Например, в ноябре 2021 года Ленинский суд Иркутска рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина КНР. Он являлся организатором ОПГ, которая пять лет незаконно экспортировала лес в Китай. Незаконный оборот лесоматериалов оценен в сумму 407 млн рублей. Для сокрытия своей преступной деятельности и легализации денежных средств, полученных преступным путем, участники организованной преступной группы использовали «фирмы-однодневки» и их банковские счета. Лидер ОПГ осужден на семь лет лишения свободы, и ему назначен штраф в размере около 1,5 млн рублей.

На текущий момент расследуется 12 уголовных дел в отношении организованных преступных групп, где фигурирует 52 лица.

Если продолжать тему взаимодействия, то с территориальными прокурорами мы осуществляем надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в границах приаэродромных территорий, связанной со строительством, если это создает угрозу безопасности полетов.

Кстати, прокуратура настаивает на строительстве нового аэропорта в Иркутске, поскольку есть соответствующий указ президента РФ, и его необходимо исполнять. Нам удалось найти взаимопонимание с ныне действующим губернатором, что новый аэропорт Иркутску нужен. Вопрос реально сдвинулся с мертвой точки.

С Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой мы проводим совместные проверки соблюдения экологического законодательства, в том числе с целью недопущения загрязнения озера Байкал при эксплуатации судов водного транспорта. Такая совместная проверка с БМПП запланирована на второе полугодие 2022 года.

 

 

Поздравление

300 лет прокуратуре России

В Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре слаженный и дружный коллектив. Мы работаем на огромной поднадзорной территории. Это пять субъектов – республики Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальский край, Иркутская и Амурская области. Важным является соседство с Китаем и Монголией.

ВСТП осуществляет надзор за различными сферами законодательства, вплоть до трудового и жилищного. Но у нас сделана привязка к объектам проверок – транспорту и таможне. При этом само транспортное законодательство очень сложное, там много подзаконных актов, различных правил и т.д. Однако мы справляемся с поставленными задачами.

Также в преддверии 300-летия прокуратуры ВСТП провела немало мероприятий, посвященных этому событию, – от посадки леса до научно-практических конференций и спортивных состязаний.

Я желаю коллегам, прежде всего, здоровья, удачи, и чтобы они работали с искренним желанием изменить к лучшему жизнь людей. Отдельные слова благодарности и пожелания благополучия адресую ветеранам всех органов прокуратуры. Ведь она – единая централизованная система. Мы работаем на один результат – это улучшение состояния законности на поднадзорных территориях.

Руководитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Игорь МЕЛЬНИКОВ