Первый этно-маркет в Иркутске

Свой бизнес Светлана Хабитуева начала в декретном отпуске. Ей захотелось заниматься сохранением самобытности и возрождением бурятских традиций. Реализовать задуманное иркутянке удалось в этно-маркете «Улзы 38». Здесь можно найти бурятские национальные сувениры и подарки на все случаи жизни. Этот проект стал победителем регионального конкурса «Предпринимательский прорыв – 2021». Его признали лучшим в номинации «Успешный старт».

 

Бизнес без кредита

Раньше Светлана Хабитуева работала социальным педагогом в одном из детских домов в Иркутске. Еще будучи студенткой Иркутского педагогического университета, получила первый опыт общения с детьми в социальных центрах, где она волонтером помогала всем, кто оказался в трудной жизненной ситуацией.

– По молодости думала, что если поделиться своим теплом и начать заботится о воспитанниках детских домов, то у них все наладится в жизни. Но это были мои иллюзии. Реальность оказалась совсем иной, – вспоминает Светлана. – Проработав три года в детском доме, устроилась в Центр психолого-медико-социального сопровождения. Продолжала заниматься с социальными сиротами, а также с детьми, у которых были особенности в развитии. Еще читала лекции в школе приемных родителей. А потом ушла в декрет.

С разницей в два года в семье родились сын и дочь. Во время отпуска по уходу за ребенком молодые мамы часто хотят что-то кардинально поменять в жизни, у кого-то открываются новые таланты. Светлану стали посещать мысли о том, что надо передать своим детям знания об истоках бурятского народа, чтобы они знали родной язык, традиции, культуру, чтобы не забывали о своих корнях.

 

 

– Мало кто знает, что ЮНЕСКО включила бурятский язык в «Красную книгу языков, находящихся под угрозой исчезновения». На бурятском языке в нашем регионе нет ни одной видео или радио передачи. Также вы не найдете ни одной вывески, указателя, этикетки на бурятском. Очень сложно найти национальные игрушки, книги, музыкальные инструменты, стилизованные вещи, украшения. Все это подстегнуло меня создать в Иркутске этно-маркет бурятских подарков и сувениров, – рассказала предпринимательница.

Свой бизнес Светлана предпочитает строить без заемных средств. Стартовала с декретных денег – 30 тыс. рублей. Закупила книги, развивающие детские игрушки (микрофоны, интерактивный алфавит). Сделала рекламу в мессенджерах и социальных сетях. Покупатели начали приходить к ней прямо домой. Дела шли в гору, спрос все время увеличивался. А потом стало понятно, что необходимо брать помещение в аренду и открывать полноценный магазин.

 

 

– Первых посетителей этно-маркет «Улзы 38» встретил в марте прошлого года. Теперь все желающие могут в свободной продаже найти атрибуты для свадебных и религиозных обрядов. У нас всегда можно купить что-то необычное, выполненное с душой и наполненное глубокими смыслами. А у мастеров и ремесленников появилась еще одна возможность заявить о себе и продавать товары в нашем этно-маркете, – отметила Светлана.

 

На все случаи жизни

Покупатели чаще всего интересуются книгами, говорит предприниматель. На полках этно-маркета можно найти интересную литературу. Одно из таких изданий – «Бурятско-русский словарь», созданный ученым К.М. Черемисовым. Этот монументальный труд насчитывает около 6 тыс. слов с пояснениями.

Настольной книгой для каждой бурятской семьи, по мнению Светланы, может стать «Зерцало мудрости». Удивительна биография ее автора Эрдэни Хайбзуна Галшиева (1855–1915), выходца из Кижингинского дацана. В молодом возрасте он уехал учиться в Тибет. В знаменитом монастыре-университете Гоман, по завершении 16 лет обучения, получил одну из высших ученых степеней – Дооромбо. Ему удалось стать выдающимся мастером буддийских философских диспутов, что вызывало зависть у некоторых людей. Однажды его оклеветали. Суд приговорил Дооромбо ламу к казни. Чудесным образом ему удалось избежать наказания и вернуться на родину. В возрасте 60 лет он ушел в нирвану. В дни его многодневной затворнической медитации в местности Ородой Адаг забил целебный родник, который действует и по сей день.

Наряду с бурятской литературой для взрослых и детей, на книжных полках есть путеводители по Иркутску для туристов, а также много другой полезной информации по главным достопримечательностям Байкальской земли, легендам и мифам.

 

 

Внимание каждого посетителя привлекут предметы интерьера с бурятскими орнаментами. Например, самый распространенный юндэн символизирует долголетие, здоровье, мудрость. В числе других благоприятных знаков есть улзы, в честь которого назван этно-маркет, означает бесконечное счастье. Хорошей защитой для дома станет этно-панно «Калачакра», называемая Колесом времени или Колесом закона.

– У нас есть товары на все случаи жизни. На выписку из родильного дома – комплекты для детей. Для свадьбы – кушак, кисет, трубка. Помимо традиционных этнических украшений и оберегов, у нас представлены стилизованные товары, которые используются в повседневной жизни. Например, сумки-шопперы. Перестав быть атрибутом бабушек, тканевая сумка стала аксессуаром для жизни в большом городе. У нас можно найти незаменимый аксессуар для любого мужского гардероба – ремень с орнаментом улзы. Также в продаже есть бурятские ножи. У бурят-монголов издавна существовал обычай: при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, и так из поколения в поколение. Нож является хранилищем души мужчины, его жизненной энергии, его нельзя передавать другим лицам, – рассказывает Светлана.

 

 

Специально для туристов на витринах представлены шоколадные изделия ручной работы с национальным колоритом. Шокобузы с разными вкусами, шоколад в форме Байкала, иркутских окон, есть сладкий сувенир для рыбаков и т.д.

– Победа в конкурсе «Предпринимательский прорыв – 2021» убедила меня, что я двигаюсь в правильном направлении. В социальных сетях тоже получаем много положительных откликов, это большая поддержка и источник вдохновения. В будущем хочу не просто торговать, а производить что-то свое. Задумок много, но раскрывать не буду, сначала хочется все реализовать, – сказала предприниматель.