Криптовалютчиков – к порядку!
В Иркутской области в 2021 году произошел взрывной – в шесть раз – рост потребления электроэнергии. Это, в первую очередь, связано с деятельностью «серых» майнеров. Их электроустановки для добычи криптовалюты перегружают сети, становятся причиной пожаров, мешают соседям из-за сильного шума. Энергетики выявляют нелегалов и через суд добиваются от них перейти на коммерческий тариф оплаты за электроснабжение. Но требуется помощь государства для признания майнинга коммерческой деятельностью.
Опять нашли «серых» майнеров
Деревня Грановщина Иркутского района, улица Ивана Баширина. На самой окраине у поля за забором стоит шлакоблочный частный дом. Небольшой, площадью около 25 квадратов, с виду нежилой. На крыше пять вентиляционных отверстий, по периметру несколько камер видеонаблюдения. Шум от строения слышен за несколько метров. Представителям ресурсоснабжающей организации заходить внутрь усадьбы без разрешения хозяев нельзя. Но снаружи они могут проводить проверку. Инженер производственно-технического отдела АО «Иркутскэнергосбыт» Виктор Якименко включает тепловизор:
– Он определяет теплопотери. По поверхности температура должна распределяться равномерно. А мы можем сейчас заметить нехарактерные тепловыделения на обследуемом объекте. Видите яркое желтое свечение в районе крыши? Там тепловыделение около +24,6 градусов.
Вычислить нелегальных криптовалютчиков можно по нескольким признакам. Так, аппаратура майнеров быстро перегревается, ей нужны вентиляторы для охлаждения. Они и издают характерный шум. К тому же энергопотребление здесь происходит не скачками, как в обычных домохозяйствах, а непрерывно в режиме 24/7. Эта усадьба, например, расходует зимой почти в два раза больше электроэнергии, чем обычный большой частный дом, а летом – более чем в 10 раз. И подача электричества сюда идет по нескольким вводам.
– Данный объект обнаружен в ходе контрольного обхода, – пояснил инженер-инспектор Хомутовского производственного участка Восточного отделения «Иркутскэнергосбыт» Владимир Еремеев. – Был составлен акт, осуществлен выезд для съемки тепловизором, который зафиксировал высокие температуры на вытяжках из помещения. Здесь мы видим нарушение тарифного статуса в виде потребления электроэнергии не на коммунально-бытовые нужды. По потребителю собираем пакет документов для его передачи на рассмотрение комиссии нашей компании. В дальнейшем юристы передают дело в суд.
Энергетики побеждают в судах
Грановщина, Хомутово, Введенщина, Максимовщина – если в регионе в целом рост потребленной электроэнергии за год составил 18%, то в этих населенных пунктах рядом с областным центром он порой достигал 50%. Иркутский район даже в рамках страны уже называют столицей «серого» майнинга. Люди в поисках легких денег устанавливают «машинки» по добыче криптовалют и платят за свет по низкому сельскому тарифу, который составляет 0,861 рублей за кВт/ч. Но, по сути, они занимаются бизнесом. А все честные предприниматели оплачивают за потребленную электроэнергию в среднем 3 рубля 44 копейки за киловатт-час по коммерческому тарифу.
– На сегодня у нас в судах находится 137 исков на общую сумму 62 млн рублей, – сообщила заместитель директора по работе с населением «Иркутскэнергосбыта» Наталья Соковикова. – Мы судимся с потребителями, доказываем, что они нам должны оплатить по тарифу «прочие» объемы потребленной ими электроэнергии. По 19 исковым заявлениям уже вынесены положительные судебные решения в наш адрес на сумму 21 млн рублей. Остальные еще на рассмотрении.
Сбор доказательств, суды – это долгая и кропотливая работа. В то же время в 2021 году энергетики выявили в Иркутской области 1200 «серых» майнеров. Причем нелегалы уже зашли в многоквартирные дома. На них в последнее время по телефонам горячей линии жалуются энергетикам соседи.
– Этих людей понять можно, они боятся за себя, за свою жизнь. Порой у них нет возможности даже просто побыть дома в тишине. Одна женщина просто в слезах звонила, сказала, что не может отдохнуть дома, квартира из-за соседа-майнера попросту вибрирует, идет постоянный шум от его оборудования, – продолжила Наталья Соковикова. – Мы же не говорим, что майнер – это плохо, а о том, что, если ты майнер, иди на специальные промышленные площадки и делай это без ущерба для окружающих. В Иркутской области достаточно таких площадок, где можно арендовать определенные мощности и заниматься деятельностью по добыче криптовалюты.
Нужен дифференцированный тариф
Такие объекты для деятельности криптовалютчиков, в частности, созданы в Иркутском, Усольском, Шелеховском районах, в Братске. Естественно, там действуют свои тарифы и условия.
– «Серый» майнинг начинает носить хаотичный характер, – констатирует Наталья Соковикова. – Нам без помощи государства сложно справиться. Хотя бы в виде срочного введения дифференцированного тарифа, который зависит от уровня потребления электроэнергии. Это заставит людей задуматься.
Второй нерешенный вопрос – выделяемая мощность на частные домовладения. Необходимо ее ограничить, ведь сейчас человек из обычного дома может запросить мощность, как для какого-нибудь небольшого завода. А сети на такое не рассчитаны.
Губернатор Игорь Кобзев направил письмо в министерство энергетики РФ с описанием сложившейся ситуации и предложением ввести дифференцированный тариф для предпринимателей, которые занимаются добычей криптовалюты. После чего правительством РФ принято решение запустить реформу тарифов на электроэнергию для населения – регионы сами будут устанавливать минимальный объем потребления, который можно получить по льготному тарифу. Разработкой методики занимается федеральная антимонопольная служба.
Пока же, чтобы контролировать величину потребляемой электроэнергии в соответствии с разрешенной к использованию мощностью, энергетики устанавливают «умные» приборы учета. Если потребитель «перебирает», устройства отключают подачу электроснабжения.
Такие приборы стоят и в Грановщине. В том числе в усадьбе в переулке Придорожный – еще одном адресе рейда. Соседи этих жильцов волновались из-за гудящего здесь оборудования. Он раздавался из контейнера. Хозяин огородил его забором, чтобы хоть как-то снизить шум и обзор. Объясняет, что в контейнере у него сушилка для древесины, для чего там стоят тены и лежат несколько досок. Энергетики уверены – здесь майнинговая ферма, значит, впереди будет еще один суд.
Кстати:
Упорядочение деятельности криптовалютчиков требуется и в разрезе безопасности. Нередкими стали пожары на таких объектах. Так, в ночь на 18 января загорелось помещение в Ангарске, где размещалась майнинговая ферма. К счастью, обошлось без жертв. Но имущество серьезно пострадало. По данным регионального МЧС, с начала года произошло уже более 10 пожаров из-за превышения мощности при работе энергоемкого майнингового оборудования.