Тревожные сигналы фермеров
Многочисленные обращения от тружеников села получают депутаты Законодательного Собрания. Без должной поддержки фермеры вынуждены сокращать поголовье скота. Из-за отсутствия древесины они не могут ничего строить и ремонтировать, а чтобы отапливать фермы, покупают дрова у населения. Головной боли им добавляют «Меркурий», «Платон» и «Честный ЗНАК».
Об этих и других проблемах они напрямую рассказали вице-спикеру Кузьме Алдарову, председателю комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Роману Габову, председателю комитета по социально-культурному законодательству Ирине Синцовой и председателю комитета по собственности и экономической политике Николаю Труфанову. Во время рабочей поездки парламентарии посетили Баяндаевский, Качугский и Жигаловский районы.
В условиях диспаритета цен
– По итогам поездки нас радует, что, несмотря на трудности, земляки работают и производят качественные продукты питания. Но беспокоит тот факт, что многие перестали быть крестьянско-фермерскими хозяйствами: размер субсидии недостаточен, много отчетности. Надо принимать решения о поддержке таких хозяйств, – отметил Кузьма Алдаров.
С серьезным сокращением крестьянско-фермерских хозяйств столкнулся Баяндаевский район. За последний год прекратили свою деятельность 40 КФХ. Одним из тех, кто принял решение вернуться к личному подсобному хозяйству, стал Яков Буинов.
– Фермерством занимался около десяти лет. Исправно платил налоги, никогда не пользовался господдержкой – всегда старался справляться своими силами. Один раз принял участие в конкурсе на создание семейной фермы. Были всего три проходных места, а заявок поступило около восьми. В итоге выиграли те, кто крепко стоит на ногах и уже повторно получили этот грант. Подумал и решил отказаться от КФХ. Лучше с подсобным хозяйством, – сказал Яков Буинов.
Особенно сегодня тяжело аграриям, которые находятся далеко от областного центра, основных рынков сбыта и железной дороги.
– Нам приходится выживать в условиях диспаритета цен, – говорит фермер Василий Хмелев из Качугского района. – ГСМ, удобрения, техника, запчасти – все подорожало. А субсидий больше не становится, наоборот, их сокращают. У меня в хозяйстве симменталы. Эту породу почему-то исключили из списков на получение дотации. 40% фермеров нашего района остались без господдержки, хотя на нее сильно рассчитывали.
Труженикам села было отказано не только в поддержке в рамках субсидии на содержание поголовья мясных коров, но и молочных. Раньше на каждую голову получали компенсацию по 5 тыс. рублей. Потом условия изменились. Теперь субсидия выделяется за произведенное и реализованное молоко, которое отражено в системе «Меркурий», призванной бороться с контрафактом.
– Я столкнулся с проблемой, что цифры по «Меркурию» не стыкуются. Ветеринары вносят данные, которые потом не принимает минсельхоз, а крайними остаются фермеры. В итоге нам уже в два раза сократили субсидию. Надо пересмотреть условия участия фермеров в этой системе, – считает предприниматель Артем Пороев. – Еще одно испытание ожидает местных производителей 1 декабря, когда фермеры, имеющие собственную розницу, будут обязаны отмечать товар «Честным ЗНАКом». У меня три линии фасовки, купить оборудование для маркировки обойдется в 5,5 млн рублей. Плюс неизвестно, смогу ли я его интегрировать в производство. Вручную наклеивать эти штрих-коды для меня нереально, поскольку в день выпускаю порядка 5 тыс. упаковок продукции. Без «Честного ЗНАКа» супермаркеты и магазины не будут брать у меня товар на реализацию.
Кузьма Алдаров сообщил, что поступают жалобы и на систему «Платон», которая ограничивает грузоподъемность перевозок сельскохозяйственной продукции на федеральных трассах. Если при перевозке зерна выяснится, что есть превышение по весу, то фермер обязан будет заплатить штраф, который исчисляется сотнями тысяч рублей.
– Во время наших встреч с фермерами мы постоянно слышим о том, что надо увеличивать не только размер субсидии, но и расширять список инструментов поддержки. Например, раньше аграрии получали грант на 2 млн рублей. Этих денег хватало, чтобы купить трактор, пресс-подборщик, грабли и косилку. Сегодня только один трактор стоит 1,8 млн рублей. Нам удалось убедить правительство увеличить сумму гранта от 3 до 5 млн рублей. На эти цели в областном бюджете на этот год заложено 80 млн рублей. И мы намерены дальше работать в этом направлении, – заверил Кузьма Алдаров.
Что беспокоит тружеников села?
Также фермеры просят помочь с выделением древесины. Над решением этого вопроса депутатский корпус бьется уже не один год. Прокуратура сначала наложила мораторий, а потом и вовсе отменили областной закон об исключительных случаях заготовки древесины, под ограничения попали и сельхозтоваропроизводители.
– Мы даже не можем дрова заготовить, вынуждены покупать у населения. Дрова нам нужны, чтобы ту же ферму отапливать, которую мы по гранту построили. А из чего делать ограждения? Или как ремонт проводить? Нынче мы собрали хороший урожай зерна, не все вошло в зерносклады, а новые строить не из чего. Пришлось прямо на улице его хранить, – рассказала фермер Елена Кудрявцева.
По словам Романа Габова, проблема в том, что в настоящее время нет четких механизмов контроля за целевым использованием древесины не только населением, но и аграриями.
– Приобрести самостоятельно пиломатериалы по высоким ценам очень сложно. Мы призываем правительство региона совместными силами проработать прозрачные правовые механизмы, чтобы обеспечить аграриев древесиной для собственных нужд. Возможно, стоит рассмотреть вариант с предоставлением готовых пиломатериалов, – сказал Роман Габов.
Еще одна проблема, которая вызывает беспокойство у тружеников села, – утилизация продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. В настоящее время уже есть примеры, когда КФХ получают штрафы за ненадлежащее хранение таких отходов. В связи с ужесточением природоохранного законодательства продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных определены как вещества повышенной опасности, для их утилизации и обработки нужна лицензия и определенные условия. Это требует немалых затрат. Решить этот вопрос без господдержки ни агрохолдингам, ни фермерам не под силу.
– Мы намерены обратиться в надзорные органы с предложением приостановить применение штрафных санкций, пока не будут продуманы и утверждены механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей по данному направлению. Сегодня фермеры и так работают в сложных условиях, и нельзя допустить большего снижения поголовья скота и объемов производства, – подчеркнул Роман Габов.