Про онкологию в период пандемии COVID-19 в Иркутской области - эксперт
Во Всемирный день борьбы против рака 4 февраля 2022 года о текущей ситуации рассказал главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Роман Зубков на пресс-конференции в газете «Областная».
– Ежегодно около 500 человек на 100 тыс. населения в Иркутской области заболевают онкологическими болезнями, это немного выше, чем в среднем по России. Мы надеемся, что такие цифры связаны с большей выявляемостью, – рассказал Роман Зубков. – За последние полтора года есть снижение этих показателей, но мы с грустью отмечаем, что это не истинное снижение. Учитывая эпидемиологическую ситуацию с коронавирусом, наблюдаем, что есть определенное недовыявление пациентов, которое в ближайшем будущем обязательно себя проявит. По смертности также есть довольно большое снижение показателей – 209 человек на 100 тыс. населения. К сожалению, предполагаем, что оно также связано со снижением выявляемости из-за сокращения объемов диспансеризации. Эту ковидную тенденцию отмечают во всех регионах страны. Возможно случится «эффект рикошета», как только закончится эпидемиологическое неблагополучие, вырастет выявляемость, запущенность случаев, и вместе с ними – смертность. Хотел бы ошибиться в своих прогнозах, но вряд ли. Выявляемость рака на 1-2 стадиях, когда лечение стандартное и почти всегда приводит к излечению, случается не так часто, как нам хотелось бы и составляет приблизительно 52%. Но это усредненная цифра. Для одних локализаций опухоли это может быть и 60%, для других – 42%. Много запущенных форм рака, в том числе и 4-й стадии, и это также зависит от локализации. Но наличие 4-й стадии не означает, что человека лечить уже нельзя. Бороться нужно обязательно до конца.
Картина локализации заболеваний меняется со временем. Если в 80-е годы прошлого века лидировал рак желудка вместе с раком легкого, то спустя десятилетия, рак желудка ушел на шестое место. Сегодня на первый план вышли злокачественные образования кожи, легкого, молочной железы. Показатель смертности зависит от локализации заболеваний нелинейно. Тот же рак желудка ушел на шестое место по заболеваемости, а по смертности он опустился только на второе.
География заболеваемости различными видами по районам Иркутской области статистически малозначима, однако в промышленно развитых больше выявляют рак легкого. Но, как правило, в таких районах и диагностическая база значительно более развита. К примеру, в большом городе есть 10 аппаратов компьютерной томографии, а в маленьком поселке ни одного такого аппарата нет.
Федеральная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями рассчитана до 2024 года, она позволяет приобретать оборудование для лечения и диагностики рака. В Иркутскую область поступил современный аппарат для лучевой терапии – линейный ускоритель. Его планируют поставить в Усольское структурное подразделение областного онкологического диспансера. Сейчас там ведется этап переоборудования старой лучевой техники на новую, запускается компьютерный томограф для разметки опухолевых процессов у пациентов, рядом будет размещен лучевой ускоритель, для того чтобы можно было сразу и лечить больных. До конца года он будет запущен в работу.
В Иркутской области существует определенный кадровый голод по специалистам в области онкологии. Самая большая проблема из-за пандемии – врачи-анестезиологи. По другим специальностям острого дефицита нет, поскольку в Иркутске есть две базы – медицинский университет и ИГМАПО для подготовки врачей-онкологов, врачей-радиотерапевтов и врачей-радиологов. Между тем, в последнее десятилетие наблюдается тенденция, когда молодые врачи выбирают специализацию химио- и радиотерпевтов, но не идут на хирургов-онкологов.
– Активное развитие за последние два пандемийных года получили телемедицинские технологии. Если в 2018 году проведено 20 теле-консультаций с районами, то в 2021 – больше 200. Если такая тенденция будет сохраняться, в этом году мы выйдем на цифру – 600-700 консультаций, – отметил Роман Зубков. – Растет и количество консультаций со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга. То есть обмен информацией между нашим и федеральными центрами значительно увеличился. Это удобно, быстро, безопасно и экономно.
При постановке диагноза телемедицинская консультация проигрывает личной в контексте пропедевтики и общей терапии – осмотра больного, разговора с ним. Между тем, существует большой раздел телеконсультаций по изображениям компьютерной томографии. Несколько лет назад в Москве создан большой Центр рентгенологического описания. В этом случае телемедицинская консультация ничем не отличается от личной. То же касается гистологических изображений. Есть достаточно редкие злокачественные новообразования, специалистов по которым единицы, но это профессионалы высокого уровня, работающие, например, в Москве или Санкт-Петербурге. Такая теле-консультация более эффективна.
Роман Зубков отметил, что при компьютерной томографии на выявление COVID-19 возросло количество подозрений на опухолевые процессы в легком. Делая КТ на COVID-19, находят пневмонию, инфильтрацию, стекловидный отек – на таком фоне поставить однозначный диагноз о наличии опухоли трудно. Врачи рекомендуют повторить обследование через три месяца после лечения вируса. Главное в этом случае – не откладывать повторный визит на диагностику.
В целом COVID-19 накладывает отпечаток на течение заболеваний онкобольных. Если инфицирование коронавирусом произошло в ремиссии онкозаболевания, прямого воздействия коронавируса на развитие опухолевого процесса не наблюдается. Но те, кто недавно перенес онкозаболевание, более подвержены тяжелому течению COVID-19, поскольку иммунная система ранее пострадала. Те, кто сейчас получает химио- и иммуннотерапию также тяжело переносят COVID-19. Между тем, по имеющимся данным в современной медицине, коронавирус не провоцирует развитие онкологии.
Говоря о профилактике онкозаболеваний, спикер отметил, что именно диспансеризация позволяет выявить рак на начальных этапах. Он также призвал отказаться от курения табачных и электронных сигарет, вэйпов, кальяна. Все, что в горячем виде проходит через дыхательный пути, несет определенный онкологический вред. Ожирение 3-й степени и выше – доказанный канцерогенный фактор. Есть специальные профилактические программы вакцинопрофилактики рака шейки матки, рака желудка и других. Сейчас рассматривается вопрос о проведении вакцинопрофилактики плоскоклеточного рака, вируса папилломы человека, который является онкогенным фактором для ряда заболеваний.