Ольхонская казачка открыла керамическую мастерскую

Глину не мять – горшков не видать

На острове Ольхон располагается Хужирское хуторское казачье общество «Хутор Державный». У его казачки Светланы Коблевой есть любимое дело – лепка из глины. О поиске вдохновения и творческих планах она рассказала газете «Областная».

 

Запах детства

Керамикой Светлана Коблева занимается с 2014 года. Открыть свою мастерскую ее сподвигли семейные обстоятельства и необходимость работать на дому.

 

 

– Я родилась в Хужире, у нас на Кирпичной улице наискосок от дома пустырь Кирпичики, там раньше был кирпичный завод. Однажды я взяла оттуда кусочек глины и запекла в банной печи. Получилось, и мне понравилось. Потихонечку накопила на муфельную печь и стала работать, – рассказывает Светлана.

Ее рабочая «студия» в теплое время года – веранда, в холодное – стол на кухне. Инструментарий обширный: от формочек до гончарного круга. А вот краски, глазури и большая часть материала, из которого может получиться кружка или целый шахматный набор, доставляются на остров с «большой земли».

– Заказываю все из Москвы и Петербурга. Недавно в Новосибирске появился магазин, так что уже поближе и побыстрее. По-прежнему беру глину с пустыря Кирпичики, с ней работы хватает: ее надо сначала замочить, затем процедить, но она сама по себе интересная, фактурная. У меня с этой глиной запах детства связан – у нас печки все в домах ею промазывали.

 

Казан-невидимка

Светлана Коблева изучает приемы работы с глиной самостоятельно, предпочитая искать свой стиль.

– Если хорошо порыться в интернете, то можно найти интересные работы. Керамика такая штука, что у двух людей при одинаковой глине и глазури одно и то же изделие получится разным, потому что и условия в печке, и время высыхания, усадки – разное. Даже один и тот же человек не сможет повторить вещь, все равно будет отличаться, – рассуждает керамист.

 

 

Немало глины с того времени было превращено в чашки, блюда и фигурки. Но самые большие работы Светланы размером почти квадратный метр! Это адресные таблички для домов друзей. Мастерица сначала делает пробный вариант, чтобы иметь представление, что получится в итоге, затем начисто.

– Работа с глиной, как труд художника, – нужно вдохновение, желание. Бывает, что ничего не хочется. Стараюсь, конечно, когда нет желания, хотя бы какие-то маленькие вещи сделать, но это редко бывает, потому что интересно. В течение дня все равно подхожу, что-то доделываю.

Работу с керамикой она освоила самостоятельно, путем проб и ошибок. Вдохновение для создания новых работ керамист черпает в Байкале, картинах современных художников, в православной вере. «Ангелов пока еще не добралась изображать, но мысли такие есть», – отмечает она.

Обжиг первого изделия навсегда запомнился нашей собеседнице:

– Вы будете смеяться! Принесла глину и слепила маленькую мисочку и сижу, думаю, как же обжечь ее в печке? Взяла дюралевый казан, в котором обычно плов готовим, засыпала песком эту мисочку и поставила в банную печку, – вспоминает Светлана. – Топила часа четыре или пять, утром только смогла открыть печку. Результат был какой: горка песка и стоит на ней мисочка, а казана как не бывало! Сгорел начисто, даже лужицы не осталось, а мисочка, как победитель, – на кучке песка. У меня настоящий шок, узнала тогда, что дюраль сгорает. Пережигать мисочку не стала, оставила как память.

 

Не скучно идти вперед

В конце прошлого года работа с керамикой встала – сломалась печь, но творческую натуру Светланы это не смутило. Глину сменила роспись на новогодних шарах по рисункам со старых открыток.

 

 

– У меня, видать, легкомысленный характер, стремлюсь все попробовать! Печку отреставрировали, но новогодняя тематика, елочные игрушки мне нравятся. Ребятишек хочется радовать, – говорит наша героиня. – В планах – роспись по глине, краски уже пришли, буду начинать пробовать эту технику.

Будущим керамистам и всем желающим заняться хендмейдом Светлана советует развивать «насмотренность»: изучать художественные полотна, старинные вещи, иконы, чтобы в будущем создать новое, оригинальное изделие.

– Керамика такая штука, что в ней очень много всего: начинаешь делать одно, а за ним другое потянется, и учишься одному, а глаз уже на другое смотрит, хочется новому выучиться. Не скучно идти вперед.