Сказка о детском одиночестве
Музыкальную драму о детском одиночестве поставили в иркутском «Театре пилигримов». В основе сюжета спектакля «Девочка» – рассказы Антона Чехова «Спать хочется» и Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Режиссер Анна Агапитова, композитор и художественный руководитель театра-студии Константин Артамонов объединили истории о двух девочках-сиротах в пронзительное музыкально-драматическое полотно.
– Для меня в произведении «Спать хочется», как ни в одном другом, удивительно остро показана проблема детского одиночества, – рассказывает Анна Агапитова. – Конечно, сегодня нет тех страшных реалий, когда сироты нанимаются в услужение, но проблема одинокого детства остается. Есть детские дома, где ребята растут без родительской любви; приемные семьи, в которых они становятся рабочей силой. Да и внешне благополучные родители часто не слушают детей, навязывают им свои представления о счастливой жизни и оставляют их один на один со своими проблемами.
Спектакль представили на площадке Дома актера. За час с небольшим зритель погружается во внутренний мир и переживания девочки, которая осталась одна на всем белом свете, и некому ее защитить. Как и Антон Чехов, который в небольшом рассказе активирует все пять чувств читателя, погружая его в переживания героини, авторы спектакля создают на сцене живописный мир видений и воспоминаний бедной сиротки.
– По сути, девочка находится под пыткой – ей не дают спать, днем она работает, а ночью сидит с плачущим ребенком и поет ему колыбельные. Взрослые не понимают опасности такого состояния, – продолжает режиссер. – В итоге девочка от безысходности сходит с ума и решает, что все ее проблемы – от этого маленького младенца, который никак не хочет заснуть, но при этом является единственным ее близким человеком. И она решается на страшный шаг – избавиться от того, кто мешает ей спать.
В спектакле этот момент одновременно смягчен в плане действия и усилен звуковыми образами. Музыканты, которые расположились прямо на сцене с левой стороны, становятся полноправными участниками действа. Рядом с ними колыбелька, которую качает Девочка (Дария Варюшина, Дарья Тихомирова). Младенец символически обозначен в виде подушки. Справа, на заднем плане – небольшой занавес. Оттуда появляются видения Девочки. Мать (Анастасия Бутакова, Анастасия Винтер) и отец (Олег Краснопеев, Дмитрий Лютиков), бабушка (Ольга Зарянская) похожи на ростовых кукол в стиле стим-панк.
– Идею художественного решения спектакля предложил Константин Артамонов, который видел в постановке двигающуюся декорацию, – говорит Анна Агапитова. – Отсюда родилось противопоставление: мир девочки тонкий, воображаемый, и мир взрослых людей-роботов или кукол, которые во многом механизированы и не чувствуют элементарных вещей. У нас не так много мягкого в спектакле – подушечка-ребенок и девочка, из которой тоже произрастает кусок будущего механизма. Во многом такими нас делает установка на выживание, которая заложена с каменного века. И мы продолжаем также механически воспитывать своих детей, хотя в современном мире такой необходимости уже нет.
Есть в спектакле и кукловоды в серых одеждах (Ольга Зарянская, Павел Митрохин), которые руководят не только второстепенными персонажами, но и действиями самой Девочки. Кроме того, в финале возникают ростовые куклы в виде елки и праздничного гуся на блюде. Художнику Ирине Железняк удалось создать почти гротесковые образы героев.
– Идея соединить рассказы Чехова и Андерсена появилась потому, что я увидела четкую параллель в видениях этих двух героинь, – поясняет режиссер. – Одна видит родителей, шоссе, птиц, улетающих в небо. Другой мерещится елка, праздничный гусь, печка, когда героиня Андерсена замерзает на улице. Кроме того, вопрос – что произошло дальше, после того, как «Девочка Чехова» заснула и поиск ответа на него – укрепили нас в правильности такого сочетания. Ведь вряд ли она выжила. И героиня Андерсена в финале также умирает. И потом, оба произведения – это такие рождественские сказки, направленные на то, чтобы сделать человека лучше и чище. Через страдания и сострадание увести нас к добру и свету. Мы верим, что и взрослые люди сохраняют внутри себя детство, и им обязательно нужно его вспоминать, чтобы понять собственных детей.
Символичные песни, текст которых написал Константин Артамонов, с одной стороны усиливают драматизм действа, а с другой – смягчают трагичность этой истории.
По словам Анны Агапитовой, спектакль получился необычным в музыкальном плане, ведь здесь во многих музыкальных темах солирует бас-гитара. А еще есть домра и гармоника. Эти инструменты вносят трогательность и детскость в историю. В постановке много перкуссии, создающей особую атмосферу во время видений девочки.
– На мой взгляд, эта постановка получилась в духе «Театра пилигримов» золотых лет, – отмечает Константин Артамонов. – То есть спектакль максимально экспериментальный, нестандартный и смелый, тут есть метафора и гротеск.
Постановка рекомендована детям от 12 лет, поэтому на нее можно прийти всей семьей, а потом вместе обсудить непростую тему. Ведь этот спектакль способствует честной дискуссии.