09.02.2022 09:49
Рубрики
Культура
Фото
Кирилла КУЗЬМИНА
Фото:
Кирилла КУЗЬМИНА
09.02.2022 09:49

В Иркутск привезли рояль Зинаиды Трубецкой

Музейная сенсация

Рояль, клавиш которого касались руки младшей дочери Сергея Трубецкого – Зинаиды, получил в дар Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Инструмент фирмы «Эберг» «Moscou», изготовленный в феврале 1871 года, передала жительница Орла, писатель и краевед Елена Ашихмина. Обретение еще одного мемориального предмета, принадлежавшего потомкам декабристов, вполне можно считать музейной сенсацией.   

– Мемориальные предметы декабристов и их потомков – огромная редкость, ведь большая их часть являются фамильными реликвиями, – отметила директор Иркутского музея декабристов Елена Добрынина. – Поэтому найти неизвестный предмет – невероятная удача. Можно сказать, что такая находка бесценна, ведь через нее мы узнаем историю семьи Трубецких и места, где они жили. Кстати, в Иркутске самая большая мемориальная коллекция из всех музеев декабристов Сибири. В ней более 50 предметов.

 

Благородное звучание

Напомним, младшая дочь Сергея и Екатерины Трубецких вышла замуж за Николая Дмитриевича Свербеева – чиновника по особым поручениям при иркутском генерал-губернаторе. После смерти Николая I взошедший на престол в 1855 году новый император Александр II разрешил декабристам и их потомкам покинуть Сибирь. Дочь и зять уговорили Сергея Трубецкого, за год до этого похоронившего в Иркутске супругу Екатерину, переехать в Москву. Старшего сына, родившегося у пары в 1857 году, назвали в честь деда Сергеем. В 1860 году Зинаида поселилась недалеко от Орла, где прожила более 50 лет. Ее сын сделал дипломатическую карьеру, стал последним послом Российской империи в Германии.

– После Октябрьской революции 1917 года в Орле оказались 11 предводителей дворянства разных губерний, имевших местные корни, – рассказала Елена Ашихмина. – В столицах жизнь была слишком опасной. Орел условно казался дворянам более-менее спокойным местом. Неким «дуайеном» дворян Орла того времени стал Сергей Николаевич Свербеев, некоторое время проживавший в собственном доме до эмиграции. Мать его, Зинаида Сергеевна, также прибыла из села Сетуха в Орел. Есть сведения, что ее изредка навещали местные крестьяне, привозя ей нехитрые продукты. Не тогда ли, при переезде из Сетухи, и был привезен один из роялей в Орел? Настройщик сказал мне, что на рояле не так уж много играли.

Потом Сергей Свербеев эмигрировал с семьей в Германию. До 1920 года музыкальный инструмент находился в доме внука декабриста, а затем его, как и другое имущество, реквизировали органы советской власти. Сначала рояль поставили в орловском обществе ветпомощи, затем он стоял в частных домах. Семья Елены Ашихминой приобрела его в 1966 году.

– Звуки рояля «Эберг» были глубокими и благородными, – вспоминает она. – В музыкальной школе мы играли на пианино. С появлением рояля я стала думать, что у всех пианино какой-то «насморк». Мне казалось, что они издают звуки как бы «в нос». Став старше, я поняла, что это значит: рояль звучал иначе. Однажды посмотреть инструмент пришла моя учительница музыки Людмила Анатольевна Шумилина. Я помню ее потрясение от звучания рояля. Долго-долго она говорила моим родителям о чудесных звуках, им издаваемых.

 

Случайная находка

В Иркутском музее декабристов узнали о рояле случайно. Научный сотрудник Мария Кельчевская разыскивала книгу известного орловского краеведа Валерия Васильевича Шапочки «Все знает Шапочка», в аннотации которой были сведения о Зинаиде Свербеевой. Она связалась со свой знакомой Еленой Ашихминой, которая в разговоре обмолвилась о том, что у нее дома стоит рояль Свербеевых.

– В детстве и юности мне даже не приходило в голову узнать, кому раньше принадлежал рояль. Но потом, когда я довольно плотно занялась историей Орловского края, мне это стало интересно, – вспоминает она. – Я пересмотрела все дореволюционные фотографии, на которых встречались рояли, перечитала все, что удалось найти. Узнала, что основная часть дворян либо имели пианино, либо кабинетные рояли, и постепенно стала исключать из числа прошлых владельцев то одних дворян, то других. В итоге у меня остался довольно узкий круг лиц, которые могли бы иметь подобный инструмент. В моем списке оказались дворяне Олив, Мухортовы, Свербеевы; может быть, губернатор Андриевский или Валерий Николаевич Лясковский, у которого снимал дом Михаил Романов.

 

 

Точку в поисках владельцев рояля помог поставить Валерий Шапочка.

– «Да это свербеевский! – воскликнул он. – Что тут думать! У Зинаиды Свербеевой в орловском доме роялей было два! Красный и белый», – рассказала Елена Ашихмина. – «Красный», – говорил он, – не в смысле ярко-красный, а красноватого оттенка, красного дерева или ореховый. И тут я вспомнила, что однажды говорил дядя моего мужа подполковник МВД Игорь Серафимович Ашихмин. Узнав о моем рояле, он сказал, что в 1960-х годах видел на улице белый рояль. Через него прыгали мальчишки. Снос дома Свербеевых, расположенный, по словам Шапочки, по улице Октябрьской, неподалеку от музея Лескова, на той же стороне улицы, происходил в середине 60-х годов. Шапочка, в свое время занимавшийся Свербеевыми, очень интересовался всем, что было связано с ними. Он лично знал женщину, последнюю владелицу дома Свербеевых. Может быть, именно тогда один из роялей оказался у меня, а один был выставлен на улицу. Может быть, нам предлагали и белый, но он был больше «красного», в нашу квартиру он бы точно не влез.

 

Нуждается в серьезной реставрации

В разговоре с Марией Кельчевской Елена Ашихмина выразила желание подарить рояль Иркутскому музею декабристов. После этого начались поиски транспортной компании, которая могла бы перевезти ценный груз. Рояль доставили в Иркутск в декабре 2021 года. Транспортировка музыкального предмета стоила порядка 156 тыс. рублей, оплатить ее помогли благотворители. Сейчас рояль нуждается в реставрации.

– Мы выяснили, что в 1959 году была проведена техническая реставрация, почему-то его покрыли бронзовой краской, которая попала на механизмы инструмента, – сообщила директор Иркутского областного музея декабристов Елена Добрынина.

 

 

По предварительным оценкам, стоимость реставрации составит порядка 800 тыс. рублей. Музей декабристов будет рад благотворителям, которые помогут восстановить ценный инструмент.

– Рояль нуждается в серьезной реставрации, – пояснил фортепианный мастер Владимир Филатов. – Был бы он чуть помладше, рама бы была цельная, чугунная. Но это старинный инструмент, рама которого состоит из отдельных частей: распорки, пластика, заднее крепление струн и так далее. Известно, что именно на таких роялях играли и сочиняли многие выдающиеся пианисты и композиторы XIX века. Сейчас в Европе мода на такие аутентичные рояли с особенным камерным звучанием. Здесь более зауженный «хвост», молоточки частично оклеены кожей и войлоком, более тонкая дека – 5–7 мм. Такой рояль можно назвать салонным, ведь он не рассчитан на большой концертный зал.

После реставрации инструмент будет установлен в Доме-музее Трубецких.