Чаще жаловаться в антимонопольную службу начали жители Иркутской области
За 2021 год увеличилось количество обращений в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, рассказал его руководитель Александр Кулиш на пресс-конференции в газете «Областная» 11 февраля 2022 года.
Всего за год поступило 507 обращений о наличии признаков нарушения закона «О защите конкуренции». Кроме того, рассмотрено 887 жалоб о нарушении законодательства по процедурам о закупках по контрактной системе. Всего рассмотрели 251 жалобу, они касаются торгов отдельных видов юридических лиц, продажи и приватизации муниципального имущества, предоставления и продажи земельных участков в процедурах банкротства. Рассмотрено 87 заявлений о нарушении рекламного законодательства и 157 обращений граждан о нарушении порядка технологического присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций.
Пандемия коронавируса сказалась и на работе УФАС, там зафиксирован рост обращений по поводу увеличения стоимости продуктов, санитарных и медицинских средств, в том числе товаров медицинского назначения. «Каждое заявление мы стараемся тщательно отрабатывать, но не всегда люди осведомлены о полномочиях федеральной антимонопольной службы, – рассказал Александр Кулиш. – Ряд обращений не попадают в сферу наших полномочий, которые четко ограничены сферами злоупотребления монополистов, доминирующим положением, антиконкурентными соглашениями, актами недобросовестной конкуренции, и действия-бездействия органов власти, противоречащих законодательству. Стоимость товаров народного потребления не входит в сферу наших полномочий. Основным регулятором является рынок. В отношении этих категорий товаров в отдельных случаях вводится регулирование со стороны органов власти, принимаются меры на сдерживание цен». Весь 2021 год по поручению правительства РФ и ФАС России совместно с региональной службой потребительского рынка продолжали проводить мониторинг стоимости продуктов. Особое внимание уделялось ценам на растительное масло и сахар-песок. Нарушений законодательства по ценообразованию выявлено не было. Проверки, анализ и мониторинг цен показали, что в Иркутской области нет монополистов в сфере розничной продажи продуктов питания и развита конкурентная среда. Рост цен связан конъюнктурой рынка, ростом цен у производителей и поставщиков. Это же касается цен на горюче-смазочные материалы, мониторинг которых поводят несколько лет. Розничная цена подросла из-за изменений в оптовом звене, изменений цены на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Это касается всей страны. «Есть ряд предложений, которые мы сформировали совместно с региональным правительством и независимыми операторами АЗС. Одно из них заключается в том, что нам надо увеличить объемы реализации топлива с АНХК, что повлияет на корректировку и снижение цены на АЗС», – сказал Александр Кулиш.
Александр Кулиш привел примеры злоупотребления доминирующим положением со стороны МУП «Катангская ТЭК» в селе Ербогачен, которая объявила о прекращении предоставления услуг водоснабжения населению. Эта угроза стала предметом расследования и была квалифицирована как злоупотребление монополиста своим положением. Факт угрозы пресечен, услуга предоставляется, и сейчас решается вопрос о привлечении ответственных лиц к административной ответственности. Аналогичные угрозы исходили от АО «Иркутскоблгаз» в отношении поставок газа потребителям Шелехова, было возбужденно дело, рассмотрение которого завершено уже в 2022 году. Компания также признана нарушившей закон. Предметом разбирательства стали действия АО «Аэропорт Усть-Кут», которое отказывало в приеме и выпуске воздушных судов ПАО «АэроБратск». Действия монополиста квалифицированы как нарушение.
Значительная доля принятых антимонопольным органом решений обжалуются в судебных инстанциях, поэтому процесс длится долго. Примером может послужить ситуация 2017 года, когда компании «Звезда», «Мосрегионлифт» и «Щербинский лифтостроительный завод», выполнявшие подрядные работы по договорам с Фондом капитального ремонта Иркутской области, стали участниками сговора при проведении торгов, затем оспаривали выводы УФАС в суде. В 2020 году уже с учетом принятых судебных актов были вынесены постановлении о привлечении виновных к административной ответственности. И эти штрафы до сих пор обжалуются. Предприятию «Щербинский лифтостроительный завод» наложен штраф в 90 млн рублей, «Мосрегионлифту» – 40 млн рублей. Отчасти на длительность процесса повлияла пандемия коронавируса. Другой пример. В 2018 году выявлены злоупотребления при проведении процедуры торгов на ремонт и содержание автомобильных дорог в Иркутске. Был установлен сговор между несколькими компаниями. События 2018-2019 годов только сейчас на завершающей стадии в части привлечения виновных к административной ответственности. Оборотный штраф для одной из организаций составил более 5 млн рублей. Возбуждено и расследуется правоохранительными органами уголовное дело.
У антимонопольного органа есть несколько направлений контроля – об антимонопольном законодательстве, о защите конкуренции, контроль жалоб по закупкам 44-ФЗ. В 2021 году было принято пять решений по делам антиконкурентных соглашений. К примеру, сговор реализован в 2017-2018 годах, а рассмотрение дел завершено в 2021 году. В этом случае МУП «Иркутскавтодор» и еще пять компаний уличены в сговоре на сумму более 1 млрд рублей. В прошлом году установлен сговор, который был достигнут в 2019 году при заключении государственных контрактов на выполнение работ между дирекцией по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области и ФГУП «Владимирское» ФСИН.
При ведении контроля за соблюдением государственных закупок из общего числа рассмотренных жалоб, по которым приняты решения о наличии нарушений, более 40% закупок относятся к строительству и дорожному строительству. Вторая сфера по числу выявленных нарушений – это медицина. В 2021 году совместно с правоохранителями установлен факт сговора по поставке медоборудования между компаниями «Браун», «Медлайн» и еще двумя предпринимателями. Кроме того, возбуждено одно уголовное дело. Иркутская детская стоматологическая поликлиника приобрела без торгов у застройщика оборудование и мебель. Это также признано нарушением антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела завершено в текущем году, а анализируемые действия были совершены в 2019 году.
«В сфере нарушения рекламного законодательства мы оцениваем действие/бездействие должностных лиц органов власти, которые приводят к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на рынке наружной рекламы, равно как и нестационарных торговых объектов, – рассказал Александр Кулиш. – Эта проблема с 2015 года характерна для Иркутска, где не отлажена система предоставления мест под эти объекты. Все это время мы активно понуждаем администрацию города проводить процедуры торгов в отношении мест, включенных в схему размещения наружной рекламы. Сегодня фактически вся наружная реклама Иркутска размещается нелегально. Аналогичные нарушения выявляются в Ангарске, Братске. На недавнем совещании совместно с прокуратурой и администрацией города эти вопросы обсуждались. Подготовлены материалы для проведения процедуры торгов. Есть надежда, что к лету 2022 года они будут решены, требования закона будут исполнены». К этой же сфере относится и проблема размещения настенных панно на многоквартирных домах. Что касается нестационарных торговых объектов (ларьков, павильонов и т.д.), УФАС поддержала законопроект омбудсмена по защите прав предпринимателей, который внесен в Законодательное собрание.
За 2021 год Иркутский УФАС рассмотрел 87 заявлений, возбуждено 30 дел по признакам нарушений рекламного законодательства. По 29 из них вынесено решение о признании рекламы ненадлежащей. Двадцать дел касаются распространения рекламы по сетям связи – звонки и смс-сообщения, привлечен Азиатско-Тихоокеанский банк к административному штрафу в размере 100 тыс. рублей. Два дела было по поводу распространения ненадлежащей рекламы в периодических печатных изданиях, одно дело – о распространении информации об алкогольной продукции, одно – об отсутствии лицензии на лицензированную продукцию, три дела – по поводу распространения рекламы финансовых услуг (займов). Вынесено 32 постановления о назначении административного наказания за нарушение рекламного законодательства
УФАС также вовлечено в решение спорных вопросов по отлову и содержанию бездомных животных. «К нам поступают жалобы на процедуру торгов по 44-ФЗ. Проблема нашего региона заключается в том, что у нас не развита конкуренция. Всего два хозяйствующих субъекта, которые занимаются этими вопросами. Отсутствие конкурентной среды в конченом итоге влияет на формирование и оптимизирование затрат на услугу, а значит на ее стоимость, – посетовал руководитель управления. – Требования законодателя об отлове, стерилизации, лечении, чипировании и содержании животных жесткие, а доказательство их исполнения сложное. Хотя к нам поступают сообщения о том, что по приюту проходят одни и те же собаки, то есть владельцы контракта могут получать необоснованную прибыль. Мы в этом случае говорим о том, что цена на одно животное в размере 5 тыс. рублей не соответствует фактической стоимости, сложившейся в регионе, всего комплекса услуг, включенных в обязательство по контракту. Мы свою позицию высказали, ее поддержали, новая цена сформирована, исходя из рыночной стоимости. Теперь задача региональных и муниципальных властей – создать условия для развития конкуренции и появления новых субъектов рынка, что в дальнейшем должно отразится на стоимости таких услуг».
Говоря о реестре недобросовестных поставщиков, спикер отметил, что за последние два года меняется структура обращений. Если раньше их были десятки, то сейчас сотни. На это повлияла и пандемия. «Мы стараемся внимательно изучать обстоятельства, послужившие возникновению спорных отношений, – прокомментировал спикер. – Если исполнитель не смог исполнить контракт, например, по причине повышения стоимости строительных материалов, это может служить основанием для комиссии УФАС не включать его в реестр. Но есть и действительно недобросовестные субъекты. Например, ООО «Сибирский продукт» 48 раз включен в реестр. Компания победила в торгах на поставку продуктов в муниципальные учреждения, а затем отказалась от исполнения контрактов. Один индивидуальный предприниматель был 29 раз включен в реестр за отказ поставки овощей и фруктов в детсады и школы Шелеховского района».
Под призмой обеспечения конкуренции и пассажирские перевозки автотранспортом в Шелеховском районе и Ангарском городском округе, когда увеличивается стоимость на недобросовестные автоперевозки, а также нелегальные перевозки. «Мы поддерживаем необходимость сохранения муниципальных перевозчиков и сохранения стоимости проезда. До 2025 года на территории РФ в соответствии с законодательством должны быть приняты спланированные региональными и муниципальными властями меры по сохранению/ликвидации муниципальных автопредприятий. Местным властям дано право самостоятельно решать, сохранять или нет свои предприятия. И там, где отсутствует конкурентная среда, органы власти должны быть озадачены этим вопросом», – сказал Александр Кулиш. В 2021 году проведена внеплановая проверка четырех предприятий-перевозчиков в Ангарске. Нарушений в их деятельности нет, но рост стоимости проверок связан с тем, что муниципалитет изменил порядок организации пассажирских перевозок. Если раньше они были регулируемы и перевозчики получали муниципальные субсидии, то в дальнейшем перестали быть таковыми. В этом случае нужна выверенная, системная работа муниципальной и региональной власти.
Видео пресс-конференции смотрите по ссылке